Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » 34 ММКФ: МАТЧ (программа российского кино)

34 ММКФ: МАТЧ (программа российского кино)

23 Июн 2012

Когда про ВОВ снято красиво, современно, это иногда кажется странным. А в этом фильме есть обычная размеренная жизнь киевлян, которых оккупировали фашисты, и очень  много красок: и национальные костюмы, в которых встречают оккупантов, и венки из цветов, и каравай, и яркие фашистские флаги, развешенные на стадионе, и «человечные» немцы, и «античеловечные» русские. Сразу ясно, почему фильм запрещен к показу на Украине, или как почему-то стали говорить после раздела СССР «в  Украине», может оно по-украински верно, но совершенно не по-русски.  Кажется странным, что где-то война (окопы, снаряды, трупы), а где-то яркие платья, обычная жизнь с песнями, плясками, рынком, работой, и футболом. Но воевать можно по-разному, и в тылу тоже. И, как оказалось, даже играя в футбол.

В фильме есть несколько переплетенных сюжетных линий: горькая и ужасная войны (это и уничтожение евреев, и взрывы в заминированном Киеве, и лагеря, и Бабий Яр), страстная и жизненная любви (знаменитый вратарь Киевского Динамо Раневич отбивает у конкурента-футболиста жену, в которую влюблен еще и директор гимназии, ставший бургомистром при фашистах), жесткая и конкурентная футбола.

Зрители фильма (начиталась я отзывов обыкновенных, не критиков) разделились на два противоположных лагеря. Как так можно смотреть одно и то же, а видеть прямо противоположные вещи? Можно. Может это и есть свобода мнений? Одни говорят – супер патриотическое кино! Другие – ругают за анти патриотичность. Одни  считают плюсами то, то снято «абсолютно без пафоса»! Другие уверены, что пафосно «до тошноты». Одни считают, что так и надо снимать исторические фильмы, а другие, что это спекуляция на теме ВОВ. Вот уж мы с вами живем во времена раздрая, даже фильмы делят людей на противоборствующие лагеря.  И люди в комментариях даже искренне недоумевают: «Вы точно этот фильм смотрели?», а потому вердикт мой, впрочем, как всегда – сходите в кино. И посмотрите и сделайте выводы сами. Свои выводы.

Нам бы еще научится цивилизованно спорить.  И цивилизованно объяснять свою позицию. Научиться  бы искать доказательства. Фактами оперировать. А потом понимать, что в художественных фильмах факты берутся лишь за основу, и то не всегда, и тем они, художественные фильмы, и отличаются от документальных.

Сюжет фильма основан на реальных событиях,  но с вымышленными персонажами и сюжетной линией. Но от этого фильм не становится менее смотрибельным.

Когда актеру предлагают роли, он обычно соглашается. Отказываются те, у кого есть выбор, и кто уже многое сыграл-переиграл, и хочется себя попробовать в другом амплуа, например. Теперь представьте себе, что вы актер. И что у вас…молчит телефон. Т.е. вам не предлагают ролей. И никуда не зовут сниматься. Это самый страшный актерский  сон. А теперь представьте, что вас зовут. И на главные, в основном роли. И хорошие режиссеры. И сценарии – хорошие. ВЫ бы отказались?  Зачем? Отчего? А завтра уже не позовут. И кроме творческой реализации всем семью надо кормить. В общем, как-то так я понимаю, актерскую жизнь, и мне понятно, почему Безрукова много. Пока зовут – надо играть. А роли одна другой краше: это как раз о шутке Гафта: «Страшно не умереть, страшно, что тебя потом в кино сыграет Безруков». Будут потом другие лица, другие актеры, и кого-то будет тоже «много». Пока…вот такой расклад на кино-рынке. Но 40-50 лет назад тоже были свои звезды. Но это пас в сторону от ворот. Вернемся.

Многих удививший акцент в фильме у Сергея Безрукова – результат упоминания в сценарии о том, что Раневич, его герой – одессит. Уже перед самыми съемками, срочно в «москальскую» речь Раневича вносились правки, с помощью настоящих одесситов. Лично я от одесской речи млею, так что мой слух ничего не резало.

Актеры в фильме все, на мой взгляд, заслуживают высших баллов: каждый в своей роли старался как мог. Те голоса, которые не могут смотреть на часто мелькающих и переходящих из фильма в фильм, по-своему правы, но в хорошо снятом фильме ты фамилию актера не вспоминаешь, ты его ассоциируешь с его персонажем, и погружаешься в сюжет и историю, которую тебе рассказывают. Если нет, то это или плохой фильм, или проблемы твоего восприятия.

Любовная сцена в чулане Безруковым и Боярской сыгранная – одна из лучших виденных мной в наших фильмах. И страсть там была, и интимность, и жар, и секс, и на грани все снято, но не переходя черту. Браво просто! Хорошие мурашки по мне пробежали.

Про Бабий Яр все слышали (оговариваюсь, увидев пару рецензий от молодых людей) почти все, читали в школе, но как это страшно снято в фильме… Гестаповцы сначала готовят природный овраг для своих изуверских целей и для пробы звукоизаляционного эффекта (от города это страшное место все же скрывали) расстреливают там первыми больных из близстоящего психдиспансера. Чтобы собрать и уничтожить большую часть живущих в Киеве евреев, гестаповцы идут на «сделку» с раввинами, предлагая им объявить от имени немецкого командования добровольно собраться в эмиграцию на работы в Германию. И как послушное стадо ведут тысячи людей на гибель. Соседи Раневича, семья евреев, когда понимает, что их впереди ждет не машина, не поезд, а гибель, пытается спасти свою дочь, маленькую Софу. Её потом будет прятать в сарае жена бургомистра, а помогать ей будет в этом и сторож, и люди вокруг, и сам бургомистр (не по доброте душевной, правда). В такие моменты фильма, когда мурашки пробегают величиной с кулак, и хочется плакать, но слёзы стынут где-то глубоко, а ненависть к уже почившему режиму фашистов вырывается сквозь гены наших дедов наружу, понимаешь – за один такой момент фильма – можно уже низко поклониться создателям.

Ужасаясь, читала некоторые комментарии необразованных вчерашних школьников о том, что страсти в фильме преувеличены, и что создатели «пугают несуществующим фашизмом». Понимаю, что мало нашим детям просто знать о том, что их деды воевали. Им надо и фильмы такие показывать, и рассказывать больше, и чаще. Наверное, безо всякой сегодня оглядки на школьное образование, которое почему-то пропускает Бабий Яр,  замалчивает о многом.

Про карикатурных немцев. Немецкое начальство искренне недоумевает, почему их сравнивают с  фашистами, ведь это – Муссолини, а они «социал-демократы», не больше, не меньше. Также удивляет их то, что уходя из Киева наши войска его заминировали, и взорвали многие дома, памятники архитектуры и мосты. Это кажется им диким. Недоумевают также они и от вида вполне пригодных для жизни заводов, считая, что в России нет цивилизации в принципе. Смешно слушать такие диалоги, но они не далеки от реальности, и тоже часть истории.

Часть истории и то, что встречали в уже оставленном нашими войсками городе фашистов с цветами: всегда найдутся предатели, их кучка, они мыслят другими категориями, и в этом фильме они в основном выступали под желто-голубыми флагами: это те, кому не нравился советский режим, кто готов был его легко поменять на «порядок» Фюрера, но в фильме главный управленец бургомистр-националист успевает раскаяться в этом своем выборе. Нет пафоса в словах Раневича: «за некоторые вещи можно и умереть», – потому что он обычный человек и боится обычно, и не разбрасывает листовки, и не лезет на рожон, и прочее.

В 2005 года прокуратура Гамбурга закрыла дело о «матче смерти», которую вела с 1974 года. Между выигрышем украинским и их расстрелом связи там не нашли.

(с) Анастасия Вильчи

Матч

Драматические фильмы, экшен, спортивные фильмы
Режиссер: Андрей Малюков

В ролях: Сергей Безруков, Елизавета Боярская, Дирк Мартенс, Екатерина Климова, Никита Тезин, Сергей Деревянко, Сергей Малюга, Валентин Касьян, Остап Ступка, Александр Кобзарь

Россия, Украина, 2012, 117 мин.

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>