«19.14» – символизирующее 1914 год, год начала мировой войны, в наши учебники истории вошедшая как «Первая мировая», и в шутку начало спектакля 19:14, хочется пересмотреть (за одним из уютных первых столиков) и посоветовать всем без исключения — бегите! Абсолютно лишенное пасофа, как многие заметили «почти брехтовское» действо в стиле кабаре, после себя рождает странно пафосные мысли. О беспробудной глупости человека, разрушающего себя и убивающего себе подобных.
Однажды, один человек, в прошлом моей троюродной прабабушки, совершил очень плохой поступок. Но не общаться с ним, в силу обстоятельств, не было возможности. И на вопрос, как она может принимать его в своем доме, прабабушка, помолчав, сказала три слова: «Улыбка бывает разной».
Так вот, улыбка бывает разной. От смеха до боли в этом спектакле — один шаг. И шагов этих, за час с небольшим, придумано режиссером и сделано актерами великое множество. Это смех сквозь понимание ужаса. Сквозь мрак войны. Сквозь ошибки человеческой цивилизации. Опять сбиваюсь на пафос, слышите? Вопросы, которые роятся после, именно такие: в масштабах цивилизации. И другие тоже есть: на примере этих конкретных, но собирательных образах Жанов, Жаков, Гюнтеров и Фридрихов — трагедия того поколения. Так понятная поколению нынешнему.
Пересказывать содержание не буду. Про Россию здесь лишь курсивом: спит она, и «пусть спит…». В рассказе заняты французы и немцы: их мысли и чаяния «до», их поведение и поступки «во время», и их песни «после» войны. Спектакль нарезан на зонги. Тексты – хороши.
И сам режиссер, Александр Молочников, и актерский состав спектакля – открытие МХТа, то с чем можно поздравить театр и зрителя. Здесь заметны возможности к перевоплощениям Павла Ворожцова. А легкий, летящий сфортографироваться на войне Жак Артёма Быстрова, пригвоздит в финале своей песней. Сама не видела, но друзья рассказали, что зрители в этом месте, чуть ли не волосы на себе рвут, ну а слезы утирают многие. Каждая их роль – шаг к чему-то большому и значительному. Их обоих (ребята, заткнули уши) люблю не первый год, слежу и радуюсь.
К названным фамилиям в этот вечер добавилась еще одна. Наверняка о потрясающем конферансье напишут многие: Артем Волобуев. Фонтан слов, поток острот, выдержанность образа от начала и до конца. Следила, как за канатоходцем без страховки над площадью: дойдет ли, не сорвется ли, ведь у него центральный канат спектакля. Вздох облегчения на финальном зонге: сумел! Если ассоциации уместны, то позывные песни «весь покрытый зеленью» абсолютно четко прозвучали у меня в мозгу, и интонационно напомнили манеру Андрея Миронова.
И да, Софья Райзман. Жанна под стать Жану: невозможно не очароваться.
Затевая спектакль, как «датский», он получился не столько и не сколько о первой мировой, сколько о войне/ о войнах вообще. Вся глупость и бессмысленность войны, как и повод ее развязать, перед нами красной нитью / таким же занавесом. Сценография Николая Симонова на пять с плюсом. Удалось не перегружая сцену, но без голого минимализма передать режиссерский замысел. Современно туда-сюда ездит куб в неоновом свете, тихо молчат красные столики и лампы с абажурами. Танки смешны и уродливы, хоть и условны. Ванна галантна и чопорна, как французы.
Ну и режиссерские находки-брильянтики разбросаны с толком: художественно руководил постановкой Евгений Писарев. Сцена с оружием, что изобрело человечество, многократно повторенная; стоящие колом шинели; танец вшей; три тизера, снятые к спектаклю.
Кабаре, как жанр, мне никогда не был близок. Все эти канканы, мишура, остроты и лайзы, и эстетически, и этически — мимо, мимо. Вот еще одно доказательство, что очень правильная поговорка есть: «Никогда не говори «никогда».
«19.14» – это спектакль, на котором смех возникает легко, усмешка внезапно, слезы невольно. Ногти царапают, что подвернется, и мало кто ерзает вокруг. Сверху грусти и слез, о том, что не все потеряно, если несколько сотен человек в месяц, пришедшие в этот зал, о войнах поймут главное: их невозможно выиграть. Их просто нельзя допускать.
© Анастасия Вильчи
© фото Галины Фесенко