Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » АЕС+Ф в Манеже

АЕС+Ф в Манеже

29 Сен 2012

Меньше месяца в Москве будет работать выставка, посвященная творчеству арт-группы «АЕС+Ф». Выставка эта, на которой представлены три самые значительные видеоработы художников, открылась не где-нибудь, а в Манеже – и ознаменовала тем самым новый статус этой площадки. Манеж, согласно замыслу московских властей, уже никогда не будет прежним – экспозиции, привозимые сюда, отныне должны греметь на всю столицу. Грандиозная по своему масштабу трилогия «АЕС+Ф» вполне справляется с этой задачей – лучшего зачина для обновленного Манежа нельзя было и желать.

Если Манеж этой выставкой открывает новую страницу своей истории, то сами аесы этой ретроспективой подводят итог десятилетия. В Манеже демонстрируются три их видеопроекта – «Последнее восстание» («Ад»), «Пир Трималхиона» («Рай») и «Аллегория Сакра» («Чистилище»). Первый создан в 2005 году, последний в 2011. И первое, что бросается в глаза – как удивительно подмечен в этих работах дух времени. Ни одну из видеоинсталляций нельзя назвать злободневной или остроактуальной – но само ощущение нулевых, характерный для этого времени образ жизни переданы здесь с поразительной точностью.

В «Последнем восстании» центральное место отводится детям с оружием в руках. Фоном рушится некий прекрасный мир – автомобиль падает с моста, поезд сходит с рельс, самолет терпит крушение. В «Пире Трималхиона» перед нами, напротив, идеальный мир – фешенебельный курорт, посетители которого прямо-таки купаются в роскоши. Тренажеры, гольф, теннис, тайский массаж – аесы экранизируют навязываемое глянцевой прессой представление о красивой жизни. В «Священной аллегории» (именно так на русский язык переводиться название картины Джованни Беллини «Allegoria Sacra») герои оказываются вынуждены ночевать в зале ожидания аэропорта – и каждый из них видит свои личные сны.

Идеология гламура, главенствовавшая в нашей стране на протяжении последних десяти лет, здесь не только демонстрируется во всем своем блеске, но и подвергается косвенному осмеянию. Арт-группу «АЕС+Ф» нередко обвиняют в китче и в дурновкусии – и эти обвинения, безусловно, справедливы. Но их дурновкусие проистекает из дурновкусия гламура, изучением которого художники занимаются много лет. Их китч – просто доведенный до абсурда гламур, культура глянца, возведенная в абсолют. Каждый кадр из «Пира» претендует на то, чтобы быть опубликованным на страницах Vogue или Tatler. В «Священной аллегории» рабочие очищают взлетно-посадочную полосу на коньках и под музыку Генделя – что может быть абсурднее, что может быть гламурнее? В одном из кадров «Пира Трималхиона» бокалы с красным виной разбиваются от попадания в них шариков для гольфа. В «Последнем восстании» дети и подростки в одежде цвета хаки (популярный одно время стиль милитари) орудуют саблями и автоматами – но воспринимаешь это так, будто модный журнал решил провести экзотичную фотосессию.

Именно здесь отсюда и проистекает то удивительное художественное откровение, которое дает инсталляциям «АЕС+Ф» право называться полноценными произведениями искусства. Какое будущее у человечества, если оно способно мыслить только в категориях «модно-немодно»? Если рай – это обнаружить себя на страницах светской хроники? Если чистилище – это просто-напросто аэропорт, откуда самолет отправит тебя либо к чертям, либо к ангелам? Философия нулевых вполне исчерпывалась этими постулатами – и на выставке в Манеже предоставляется редкая возможность пропустить эту философию сквозь себя.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

Выставочный зал «Манеж»
Манежная пл., 1
Режим работы: вт-вс 10.00–20.00
до 12 октября
стоимость билета – 300 рублей
(при предъявлении студенческого билета – бесплатно)

Метки: ,
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>