РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ КОНСЕРВАТОРИИ
16 апреля, вторник, 19.00
АБОНЕМЕНТ №35
«ЗВУЧАЩИЕ ПАРТИТУРЫ»
Камерный оркестр Московской консерватории
Дирижёр — Феликс КОРОБОВ
Алексей ЛЮБИМОВ (фортепиано)
Никита БОРИСОГЛЕБСКИЙ (скрипка)
Кирилл КРАВЦОВ (скрипка)
В программе:
Шнитке – Кончерто гроссо № 3 для двух скрипок, клавесина и струнного оркестра
Гурецки – Концерт для клавесина и струнного оркестра
Шёнберг – Камерная симфония № 2, соч. 38
XXвек — это период стремительных стилистических виражей. Каждое десятилетие приносило нечто своё, свежее, преображая звуковые ландшафты. С некоторыми из этих нововведений знакомит третий концерт из цикла «Звучащие партитуры» Камерного оркестра Московской консерватории под управлением заслуженного артиста России Феликса Коробова. Арнольд Шёнберг, попытавшийся вслушаться в музыку чужих планет, предложил отменить тональность и конструировать произведения из пазлов-звуков. Впрочем, в Камерной симфонии № 2 можно расслышать отзвуки романтических грез юности. Шёнберг, обдумывавший замысел этого опуса более 30 лет (начав в 1906 и закончив симфонию в 1939-м), попытался объяснить смысл чувственного содержания музыки, написав комментарий:«… Душа столь же остро откликается на удачу, как ранее на несчастье. Внезапно преобразившись, она отзывается с радостным удовольствием, возносится в могучем порыве…» Препятствие вызывает срыв, отчаянье, печаль. «Но это не конец, наоборот — начало; обозначается новый путь к спасению, единственный, вечный».
Хенрик Миколай Гурецки представляет направление минимализма, в котором много оттенков. Поздние сочинения польского композитора отражают его религиозные воззрения, а более ранние, такие как Концерт для клавесина и странных (1980), заряжены энергией земной витальности.
Кончерто гроссо № 3 для двух скрипок (1985) Альфред Шнитке создавал для своих друзей-музыкантов: Татьяны Гринденко, Олега Крысы, Литовского камерного оркестра под управлением Саулюса Сондецкиса. И тут мысли об «иных планетах», о бренности земной красоты окрашивают музыку сочинения то в трагические, то в ностальгические, то в катарсические тона. Метод полистилистики, применяемый Шнитке, обилие разнообразных цитат — от Баха до Берга, ставит этот опус в ряд изысканных постмодернистских текстов XX столетия.