Информационное агентство
Home » Синема » Аполлон 18 / Apollo 18

Аполлон 18 / Apollo 18

03 Сен 2011

Я знаю, что я ничего не знаю.

Сократ

Мы никогда не узнаем правду о том, почему американцы после 1972 года свернули свою программу освоения Луны. И даже если мы её узнаем (или уже знаем) – то мы не будем до конца уверены в том, что знаем правду. Денег не хватило – довод весьма не убедительный.

Афоризм Сократа в современном мире звучит по-новому актуально. С появлением телевидения в мире (особенно на Западе) возникла иллюзия, что теперь общество сможет знать всё. Интернет эту иллюзию раздул до небывалого масштаба. Кажется, что теперь-то мы сможем контролировать власть, правительство, другие страны и собственного соседа сверху. Однако чем больше видимый доступ к информации, тем изощреннее и сложнее становятся способы её утаивания и фальсификации. Не беря в пример нашу страну, посмотрим туда, в страны демократии, где свобода слова является конституционным правом. И что мы видим? Грандиозный скандал с тюрьмой в Гуантанамо, а затем преследование журналиста Джулиана Ассанжа, обнародовавшего на своем портале WikiLeaks материалы из засекреченных архивов госдепартамента США. Да зачем брать политику? Посмотрим на то, с чем мы сталкиваемся каждый день. В США есть закон, по которому нельзя клеветать на продукты питания. А узнать, что ты на самом деле ешь, практически невозможно. И если вы обвините производителей шоколада в том, что у вас из-за него возникли проблемы с желудком – вам придется доказывать в суде свою правоту, и вы, скорее всего, проиграете, из-за недостатка информации и отсутствия возможности её получить (смотрите документальный фильм «Корпорация еда»).

Любое ограничение во все времена развивало творческую фантазию. Художник задается вопросом: «а как было на самом деле?», «а почему так было», «а что было бы, если бы произошло вот так?». Огромное количество книг и фильмов построено на этом принципе. Но если раньше поиски велись в рамках художественного, то в последние годы (видимо из-за развития все той же тяги к правде) все более популярным становится жанр мокьюментари (псевдодокументалистики). Героика уходит на второй план, уступая место почти документальной достоверности в деталях, атмосфере, диалогах, образах.

Высадка американцев на Луне – здесь пространство для псевдодокументальных фантазий огромно. Еще в начале 70-х годов возникла теория о том, что самой высадки не было, а кино- и фотокадры – масштабная фальсификация. Как бы там ни было, а вопрос, были ли американцы на Луне, и если были, то почему они туда не летят снова – остается открытым до сих пор. Вопрос этот наиболее остро ощущался, естественно, в СССР, а потом и в России – главном конкуренте США в космической гонке. Поэтому то, что над американским фильмов «Аполлон 18» работал российский продюсер Тимур Бекмамбетов, кажется более чем логичным. Одним из слоганов фильма стала фраза: «The reason we’ve never gone back to the moon» («Причина, по которой мы больше не возвращались на Луну»).

Сюжет фильма «Аполлон 18» не оригинален, так как опирается на одну из расхожих версий причин сворачивания лунной программы. Будто бы американцы на Луне столкнулись с признаками иной формы жизни. Но то, как этот сюжет воплощен, поражает воображение. Режиссеру, оператору, и всей творческой группе, трудившейся над фильмом, удалось главное – точно воссоздать атмосферу того, как это могло бы быть. Консультантами выступили специалисты из NASA. Вместо гигантских космических дворцов, столь привычных для футуристических фильмов о космосе – крошечный модуль, в котором космонавт может лечь спать, только стукнувшись лбом о потолок. Вместо насыщенных цветом и красками, простроенных с точностью Леонардо да Винчи кинокадров – нарочито небрежная, неточная, «плохого качества» съемка, воспроизводящая технические возможности камер тех лет и непрофессиональную съемку. Ведь все, что происходит на экране, заснято как бы самими космонавтами.

Благодаря этой самой атмосфере правдоподобия триллер удался. Необходимость быть близким к тому, что могло бы быть – сдерживала буйную фантазию сценаристов. И тем страшнее смотрится каждое неясное движение, странные помехи при связи с Землей, непонятные следы возле корабля. Страшно, ведь понятно, что из темноты не выскочит ни зеленый человечек, ни мертвая девочка, ни демон из японского аниме. Да и герои фильма для своей защиты обладают лишь тем, чем обладали космонавты тех лет. Так что они тоже вряд ли покажут совершенные приемы каратэ и уж точно не вытащат из-за пояса бластер. А за «настоящих» персонажей и переживаешь как-то «по-настоящему».

Жаль, конечно, что под финал сценаристов всё-таки унесло в «голливуд». Появилась и героика, и патетика, и слегка-слегка замаячили на заднем плане «Зубастики». Но впрочем, это их, сценаристов, право на своё понимание «если бы». Они поставили перед своими героями такие обстоятельства. Наверное, если бы в фильме осталось больше неразгаданного и непонятного (как в «Солярисе» Тарковского) – получилось бы более реалистично, но box office диктует свои правила. Рисковать, делая в картине для массового зрителя туманный и непроясненный финал, Бекмамбетов не стал. И в итоге триллер держит в напряжении до последнего кадра, а все линии завершаются четко и определенно. Не оставляя после себя раздражающего посвлевкусия: «что-то я не всё понял».

Юлия Максимова


Фантастика, триллер,  США, 2011, 86 мин.
Режиссёр: Гонсало Лопес-Галлего
Сценарий: Брайан Миллер, Кори Гудман
Оператор: Хосе Дэвид Монтеро
Продюсеры: Тимур Бекмамбетов, Мишель Волкофф

В главных ролях: Уоррен Кристи, Ллойд Оуэн

Метки:
Раздел: Синема
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>