Информационное агентство
Home » Синема » Бобер /The Beaver/

Бобер /The Beaver/

16 Июл 2011

Бобер /The Beaver/В начале ничего не предвещало: в первые минуты вязковатый сюжет сконцентрировался вокруг главного героя фильма. Унаследовавший от отца семейную фабрику игрушек Уолтер Блэк (Мел Гибсон), страдая от депрессии, пытается покончить с собой. Но делает это так смешно и занятно, что кажется, будто смотришь комедию. Мел Гибсон слишком уж несчастен, попытки самоубийства слишком уж нелепы, и, как результат ощущение некоего розыгрыша.

Из депрессии каждый выходит, как может. Своим путем. И здесь нет готовых рецептов от психотерапевтов. Впрочем, попадает туда каждый тоже своим путем. Как очутился там герой фильма Уолтер не ясно, но его депрессия мешает жить его близким людям: семья разваливается, бизнес в запустении. А Уолтер в основном спит.
Выйти из спящего состояния Уолеру помогает игрушечный бобер: кукла, которую он надевает на руку, начинает вслух произносить то, что сам Блэк сказать не может. Вот такая куклотерапия. И все налаживается: оживает бизнес, и секс с женой (Джоди Фостер), младший сын в восторге – дома поселился говорящий бобер. А старший… крутит пальцем у виска: отец явно сошел с ума и клеет на стену своей комнаты еще один стикер. Парень явно отца не любит, его стыдится и все время озабочен тем, что сличает свои с отцм похожести и повторяющиеся черты: на каждую по стикеру. Среди прочих на стене красуется и такая надпись «Не любил своего отца». О том, что отец нашел выход из одной проблемы, но угодил в другую догадывается первый как раз старший сын (Антон Ельчин). Жена какое-то время терпит присутствие бобра в спальне, сослуживцы те вообще сочли куклу всего лишь чудачеством их босса, но прибыль резко пошла вверх, и никто не жалуется. Бобер /The Beaver/Но в определенный момент, вдруг, история из комедийно-фарсовой про куклу, излечившую от депрессии героя с тривиальным именем Уолтер Блэк, становится историей про… раздвоение его личности. А также про многочисленные проблемы окружающих его людей: жену, с ее претензиями и не сбывшимися ожиданиями, младшего сына, с проблемами коммуникации в школе, старшего с целой кучей своих нерешенных проблем и девочки, в которую старший влюблен – со своим букетом. Шутки и сленговые сложно переводимые выражения вроде «Пердень была непобедима» или «У меня пожилой мужик торчит из жопы» уходят на задний план, а на передний выступает бобер-монстр. Будто живой (смотришь и диву даешься, как ловко он оживет в руках у Мела Гибсона) он подчиняет себе волю и поступки Уолтера, начиная говорить уже не его внутренним голосом, а своим, самостоятельным, наперекор желаниям, пусть и тайным главного героя.

А параллельно, у старшего сына разыгрывается не менее трагедийный сюжет: зарабатывая тем, что пишет курсовые своим однокашникам, тот берется за выпускную речь для девочки, которая была его сказочной мечтой. Та в затяжной, но скрытой депрессии после смерти своего брата, и даже забросила рисование, которое было ее увлечением и страстью. По очереди вытаскивая друг друга из воронок проблем, герои взрослеют и познают реальную жизнь.

Финал близок к классическому голливудскому хэппи. Но общее впечатление от фильма не простое, довольно тяжелое. Поэтому если вы настроены отдохнуть и посмеяться, то это не тот фильм, это вам не поющие бурундуки, если поэстетствовать на тему депрессии, то вам к Ларсу фон Триеру, самокопания и долгих размышлений фильм тоже не навевает. Здесь… не триллер, конечно, но эпизод, когда герой Гибсона сколачивает гроб для бобра и …. (впрочем, интригу надо сохранить) – для меня был неожиданным поворотом довольно тривиального сюжета про куклотерапию, коих с избытком было уже снято.


Автор: © Анастасия Вильчи

 

«Бобер»: история игрушек

Бобер /The Beaver/Грандиозная актерская работа Мела Гибсона значительнее и шире той истории с ее достаточно банальным и чересчур приторным психотерапевтическим посылом, которую пересказывает режиссер Джоди Фостер. Уолтер Блэк – менеджер фабрики игрушек, слетевший с катушек до такой степени, что спит на ходу, запустил дела, развалил семью и готов хоть на галстуке удавиться, хоть с балкона вниз шагнуть. Но обнаруженный в багажнике машины потертый игрушечный бобер становится воплощением его альтернативной личности: кукла-перчатка на руке говорит от имени Уолтера, за Уолтера, вместо Уолтера. Поначалу это даже забавно, особенно доволен младший 7-летний сын героя, и воспринимается как безобидное, мало того, полезное чудачество: запущенная фабрикой линия конструктора-самоделки «Бобер-дровосек» способствует поправке дел предприятия, Уолтер возвращается в семью, хотя спать с бобром жене и не совсем ловко. Но вскоре бобер практически полностью вытесняет личность Уолтера, семья снова разваливается, бизнес опять рушится, бобер будто не отпускает Уолтера от себя.

Если не считать последнего поворота событий с «выздоровлением» через членовредительство, сам по себе ход с «говорящей» куклой на руке не так уж и оригинален по сегодняшним меркам. Сразу приходит на ум «Плюс один» Оксаны Бычковой, причем там у Джетро Скиннера кукла-то была позанятнее, и дело обходилось без психопатологии с расчлененкой, и без мелодраматического пафоса. Театральные режиссеры тоже нередко используют куклу на руке актера как прием, через который можно наглядно показать раздвоенность личности персонажа (см., например, «Фигаро» Кирилла Серебренникова). Мел Гибсон, правда, показывает себя, помимо всего прочего, еще и незаурядным кукловодом – конечно, его наверняка консультировали и многие моменты за него выполняли профессионалы, но есть планы, где он явно управляется с бобром сам – и полное ощущение, что это бобер им управляет, что бобер – живой и что он решает, как быть Уолтеру. Джоди Фостер, играющая по совместительствую еще и жену главного героя, как актриса в данном случае совершенно неинтересна, и взаимоотношения героя с женой, соответственно, в фильме тоже отходят на второй план.

А на первый план выходит конфликт Уолтера с сыном Портером. Конфликт этот, как следует из контекста, заложен на каком-то «генетическом уровне: Бобер /The Beaver/Уолтеру не хватало отцовского внимания и он в одиночку что-то мастерил из дерева, теперь его сын не находит взаимопонимания с отцом. Портера играет Антон Ельчин, и несмотря на мое предубеждение, связанное с этим актером, его работа в этом фильме – единственная на уровне Гибсона. Именно за взаимоотношениями Уолтера и Портера следить интереснее всего, а не за конфликтом и примирением Уолтера с женой или Портера с его подружкой – она в фильме самая невнятная, даже 7-летний ребенок интереснее, а девица, переживающая смерть брата, но благодаря Портеру тоже выходящая из своего «шкафа» и возвращающаяся к заброшенному было художественному творчеству – выполняет в фильме, кажется, чисто служебную функцию, а именно: лишний раз подчеркнуть, что и самых «нормальных» людей объединяет с весьма странными эксцентричными особами наличие неизжитых психологических травм. Мол, может все и не так хорошо, как хотелось бы, но и не настолько плохо, чтобы удавиться галстуком.

Бобер /The Beaver/Вот это как раз меня и слегка отталкивает от фильма, который в целом мне невероятно симпатичен и во многом очень близок. Используя «бобра» в качестве условного приема, режиссер и, вероятно, сценарист с самого начала не воспринимают всерьез ни этот образ, ни собственно взаимодействие Уолтера с игрушечным бобром: как элемент психотерапии, как забава, как временное помрачение рассудка – да, но не иначе. Гибсон, который, надо думать, про такие дела знает больше, идет дальше, и в фильме есть эпизоды, который просто невозможно однозначно квалифицировать как комические или трагические, разграничить осознанную эксцентрику и психопатологию, настолько достоверно Гибсон передает душевное единство своего героя с игрушечным бобром. Ну давайте вернемся к «Плюс один» – никто же не станет настаивать, что персонаж Джетро Скиннера у Оксаны Бычковой похож на психопата, маньяка и т.п., хотя он ведет себя практически так же, как герой Гибсона. Для него это, правда, часть профессиональной деятельности – ну так ведь и Уолтер Блэк по сюжету игрушечной фабрикой руководит, а не сталелитейным цехом. Вообще неординарность образа жизни Уолтера в период его симбиоза с бобром в фильме сильно преувеличена – наверное, создатели картины просто не имели дело ни с чем подобным в своей повседневной жизни. А я думаю, если бы такой чудило с бобром на левой руке появился, скажем, в московской театральной тусовке – никто бы и внимания не обратил, этот дивный мир полон таких неевероятных персонажей, что в сравнении с ними слегка двинутый директор фабрики игрушек показался вместе со своим бобром серой мышкой!


Автор: © Вячеслав Шадронов

Производство: Франция, Италия, 2011
Жанр: драма
Продолжительность: 102 мин.
Режиссер: Джоди Фостер
Сценарий: Кайл Киллен
Оператор: Хаген Богданский
В ролях: Мэл Гибсон, Джоди Фостер, Черри Джонс, Антон Ельчин, Райли Стюарт, Захари Бут, Дженнифер Лоуренс, Джефф Корбетт, Бэйлен Томас, Сэм Бреслин Райт

 

Метки:
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>