Информационное агентство
Home » Скена » «Бесплодные усилия любви». МДТ Европы (Санкт-Петербург)

«Бесплодные усилия любви». МДТ Европы (Санкт-Петербург)

02 Авг 2011

На сцену, которая заставлена разно наклоненными широкими трубами, выходят трое молодых красавцев в набедренных повязках. Они упражняются в умении стоять вниз головой, карабкаются по трубам вверх-вниз, очень напоминая обезьян, и разными другими способами упражняются в достижении физического совершенства. Совершенства же полного и повсеместного они хотят достичь, что следует из их речей, заперев себя в замке от мира, от света и от женщин. Постясь таким образом и постигая науки, молодые люди хотят  провести так три года. И если минимализм ткани на героях еще дает простор фантазии на счет времени действия, то их витиеватые речи не оставляют сомнений: Шекспир, не иначе. Трубы оказываются парковыми деревьями в саду около замка короля, а их конструкция отдаленно напоминает башню Татлина, шедевр конструктивизма (внутри каждой трубы есть лаз вниз, позволяющий героям внезапно исчезать и появляться). Двое молодых людей оказываются друзьями короля  Наварры, а третий собственно самим королем (Владимир Селезнев).

Этот спектакль – работа конца 2008 года Молодой студии МДТ. Про то, что Лев Додин урезал Шекспира (сократив от 3 до 2 количество свиты и короля, и принцессы, а также текст автора) и про то, между какими театральными постановками мастер вдруг выпустил комедию, уже отписались критики сразу после премьеры.

«Бесплодные усилия любви» о том, что в какие себя не запирай законы, она (эта милая затейница по имени Любовь) прорвется сквозь запреты, отказы и клятвы «не любить». Множество афоризмов со времен Шекспира нам говорит о том, что любовь часто подкрадывается незаметно и вспыхивает вдруг. Но и о том, что обстоятельства иногда сильнее нас, и это уже называется жизнью: когда ты не можешь, не волен любить того, кого выбирает сердце, или слепо подкидывает тебе на пути судьба, или должен подчиниться обстоятельствам. Как там и что у Шекспира, вы можете додумывать сами (год траура по скончавшемуся отцу должна носить французская принцесса, а там…кто знает?), но в спектакле у Додина, жизнь прилетает в парк обернувшись белым голубем с вестями о смерти короля и не оставляет никаких надежд молодым влюбленным. Долг. Обязательства. Необходимость. И вот нашлась та Дама по имени Жизнь, которая и сделала усилия безумной юношеской Любви бесплодными. Финал грустный, но именно благодаря ему спектакль поселяется внутри на более долгий срок, чем «рассказала наутро коллегам в офисе», он живет, задавая все новые вопросы, поворачиваясь новыми сторонами и углами, заставляет со: сочувствовать, сопереживать, сомневаться и вспоминать (если есть что).

Действие происходит в королевском парке и Александр Боровский (это его первая работа с Додиным) решил спектакль художественно-негативно: от слова фото негатив, т.е. бело-серо-черными тонами. Аккуратно подстриженные парковые деревья часто изображаются с будто вырезанными в кронах дыркам: а здесь к этому образу добавлено отсутствие цвета: они серо-стальные. Белая балюстрада на заднем плане – непременный атрибут любого королевского парка – послужит и тренировочным «гимнастическим» бревном для мужчин, и местом для принятия солнечных ванн неглиже для дам. Костюмы героев современны и тоже решены будто негатив: сменив набедренные повязки на льняные белые брюки и рубашки молодые люди переоденутся в московитов на балу,  накинув поверх них черные фраки и цилиндры, а также шубы с меховыми воротниками. Приехавшая с визитом к королю французская принцесса (Дарья Румянцева),  со свитой из двух придворных дам (Елизавета Боярская, Елена Соломонова) будет одета как девушка с картины средневековой пасторали: белые длинные трикотажные платья и соломенные шляпки. Найденный для всех шестерых (3+3) комически оттеняющий аксессуар – солнечные очки, довершает картину. На бал девушки выйдут в копиях платьев, но черного цвета, скрыв волосы под черными платками.

Если мужчины обнажают торсы упражняя тела в самом начале, то дамы обнажаться в середине действия: лениво загорая в парке топлес придворные и принцесса с нижней сорочке – зрелище красивое и безусловно привлекающее внимание зрителей, но для меня оно было скорее натужно-неуместным, т.е. чем-то что искусственно привнесено в спектакль, и преследует цели скорее пиара, нежели художественного замысла. Костюм выпущенного на сцену можно сказать «без штанов, а в шляпе» придворного короля дона Адриано де Армадо (Игорь Иванов) так и вовсе вызвал недоумение: его коллеге актеру Александру Завьялову, который играет сопровождающего принцессу г-на Бойе, повезло больше,  с него штаны не сняли.

В сюжет вдаваться подробно не буду: три пары сложились и тянулись друг к другу, на маскараде пары усилиями девушек перемешались, но все равно страсть растащила всех по углам парка: поцелуи, признания и горячие речи к которым прилагаются не менее горячие тела, сделали свое дело.

Так как спектакль в расцвете и уже обкатался на зрителях, можно говорить о каких-то недостатках, кои для меня нашлись. Если игра актеров, особенно хочу выделить шестерку молодых почти не вызывает нареканий, то на шекспировских диалогах иногда хотелось дать пинка действию: слишком много лазают герои по деревьям-трубам, хочется уже сменить картинку. И мизансцены с доном Адрианом, вдруг некстати влюбившемся в крестьянку, особенно сопровождаемые пажом (Витя Антонов) также хотелось ускорить: здесь, меня раздражал мальчик, излишне замороженный и спокойно-нейтрально-никакой, что возможно оправдано, ведь его зовут Моль, но затянутость действия, как следствие.

Выходившие после из зла зрители, оказывается не все знают даже Лизу Боярскую (столько фильмов на широком экране, что это странно), поэтому о других участниках подслушать отзывы еще труднее. Про Боярскую же, как самую медийную из состава, и говорят и спрашивают больше. Так вот, низкий голос актрисы (который обсуждают все) здесь чудесным образом обыграл режиссер, и она была на равных с королевой (Дарья Румянцева), даже если бы по сюжету и не переодевалась в нее. Отличная работа: легко, изящно, и с тех пор как я видела ее в антрепризе «Сирано де Бержераке» намного сильнее.

Автор: © Анастасия Вильчи

Уильям Шекспир
БЕСПЛОДНЫЕ УСИЛИЯ ЛЮБВИ
комедия

Сценическая композиция и постановка ЛЬВА ДОДИНА
Художник Александр БОРОВСКИЙ
Премьера 17 мая 2008

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>