Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Бывают странные сближенья…» в ГМИИ имени А. С. Пушкина

«Бывают странные сближенья…» в ГМИИ имени А. С. Пушкина

09 Ноя 2021

ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет масштабную выставку французского куратора Жан-Юбера Мартена под названием «Бывают странные сближенья…».

Идея директора Музея Марины Девовны Лошак и Жан-Юбера Мартена впечатляет своим размахом и неожиданной концепцией: посетители не увидят здесь привычных «разъясняющих табличек» — каждому, чтобы получить чувственное и эстетическое наслаждение, придется самостоятельно пройти определённый творческий квест в поисках аллюзий, перекличек и семантических рифм. Эта игра обращена к воображению конкретного участника процесса, его уникальному взгляду на искусство, многочисленным субъективным интерпретациям, и – что важно – здесь оказываются совсем не так важны глубинные теоретические познания. «В пространстве этой выставки нет солистов, нет категории «шедевр». Здесь есть только «поток искусства», в который вы попадаете и становитесь его СОтворителями,» – сказала Марина Девовна.

В экспозиции, занимающей 7 залов второго этажа и проходы между ними, представлено более четырехсот художественных работ, видеоматериалов и предметов естественно-научных коллекций, многие из которых долгое время хранились в запасниках и частных собраниях, скрытые от многочисленных зрительских взглядов. Пространство условно разделили на «13 глав», где каждая рассказывает свою историю, но при этом все они неразрывны, ведя «от чего-то… к чему-то». Музей предоставляет карту выставки от первого зала к последнему, но мне показалось, что следовать ей не обязательно –  вполне возможно изменять маршрут и развивать «свои» мотивы, будоража собственные нити  восприятия и выплетая удивительные узоры.

Такая творческая свобода позволяет воспринимать выставку более лично и объёмно. Например, зал «Античная скульптура. От белой к полихромной» завораживает встречей  современных технологий и древних памятников! Глава «От возлюбленной к колдунье» вдохновляет большой коллекцией образов и множественностью их «комплектаций» – здесь прослеживается извечная тема любви: увлечение, приглашение на свидание, первый поцелуй, долгожданное «да», и – со-бытие в горе и радости! Особенно важным становится разрушение границ между древностью и современностью, классикой и экспериментом, высоким и низким – так, на одной стене монтируются крупная «Свадьба» и короткое «Yes».

Глава «От юности к старости» расположена вдоль лестничного подъёма, ведя от одного зала к другому. Если пройти с одной стороны, то можно проследить сюжет «Рождение. Жизнь. Смерть», а если с другой… смыслы меняются, и внутренняя работа ведётся уже иначе.

Находится здесь и место интерактиву. Самый располагающий к нему зал -  «Пять чувств», в котором представлены человеческие и животные способности восприятия мира. Пространство даёт возможность не только смотреть и слушать, но и трогать (что обычно не приветствуется в музеях) и даже… попробовать на вкус (что тем более неприемлемо для выставок, но не для этой!).

Посетить выставку и ощутить себя внутри потока, или поток внутри себя, можно с 9 ноября 2021 по 6 февраля 2022.

____________________________________________________________________________

Автор: © Алина Грешникова

Когда только предварительно знакомитесь с описанием к выставке «Бывают странные сближенья», еще не зная, что именно увидите, уже ожидаете интереснейшую смесь традиционных, классических произведений искусства с современным художественным контекстом. Обычно музейные выставки направлены на что-то конкретное: один художник, одна эпоха, одна тема и т.д. Здесь же диапазон экспонатов огромен и разнообразен, этим и объясняется звучное название: картины разных техник, культур и авторов, и скульптуры, и маски, и фотографии. Есть даже автомат, который выдает конфеты, качающийся череп и силиконовая грудь… Всё это может, действительно, может гармонично сочетаться в одном зале!

Пресс-конференция с директором ГМИИ им. А. С. Пушкина Мариной Лошак и  кураторами выставки Жан-Юбер Мартеном (Франция) и Александрой Даниловой, заведующей отделом искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков, уточнила и структурировала представления о целях и задачах экспозиции,  о предварительной сложной и вдохновляющей работе. Марина Девовна охарактеризовала выставку словами Валентина Катаева: «Пусть мной руководит отныне воображение и чувство».

Жан-Юбер Мартен  отметил, что есть два критерия в искусстве: знание и чувство, и что музеи зачастую смещают акцент на первое, делая из посетителей детей, которых  обязательно нужно чему-то научить. Он убежден, что в музей зритель должен приходить, как на концерт, чтобы получить удовольствие, а не только чтобы изучить историю искусств или музыки. Задача этой выставки – перевернуть сознание; главное, чтобы зритель посмотрел на искусство под другим углом, смог отдаться своим личным впечатлениям. Порой нужно менять направление и идти нестандартными путями… Вероятно, и музеям стоит  адаптироваться к новизне.

На выставке представлены экспонаты более шестидесяти коллекций, а создавалась она целых 4 года. Предполагается, что осмотр должен проходить по четко установленному автором плану, потому что формула всех залов – от чего-то к чему-то. На выставке нет ни одной «этикетки»-подсказки, ведь художники пользуются визуальными образами, а не текстом. Нет здесь и отдельно взятых «главных шедевров», как это часто бывает – из общего потока искусства каждый зритель вправе самостоятельно выявить наиболее значимые лично для него работы. Зритель словно находится в сотворчестве с автором, проводя собственные аналогии и ассоциации.

В одном из залов –  яблоко, как символ вселенной, магический шар. Есть целый зал с портретами под характерным названием «За наблюдателем наблюдают»: за нами, действительно, следят десятки глаз, а вы вступаете (или нет) в импровизированный диалог.  Расположение картин тоже очень интересно: сначала может показаться, что они висят криво и неструктурированно, но это не так. Картины повешены ровно по линии глаз изображенных на портретах людей. Создается впечатление, будто они просто стоят в ряд за стенкой и смотрят на тебя через окошки-картинные рамы. Удивительное чувство!  В этом же зале находится и маска аляскинских индейцев. Она призвана отпугивать духов, но на выставке, наоборот, приманивает внимание.

Выставку, определенно, стоит посетить хотя бы для того, чтобы познакомиться с оригинальным взглядом автора на искусство и сформировать свой, активизировать  мышление, позволить случиться фантазии и… заглянуть внутрь самого себя!

___________________________________________________________________________

Автор: © Виктория Смирнова

 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>