Сам по себе спектакль собран из частей произведений Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» и «Иллюзии». Это спектакль не то про офисных клерков, не то про чаек, не то про пилотов и самого автора произведений. Основная идея этого спектакля – любовь и доброта к ближнему, несмотря ни на что. В спектакле мы наблюдаем за офисным Джонатаном-Ричардом чайкой-пилотом, которого изгнали из стаи – это завязка спектакля. Он встречает на своем пути Дональда Шимоду. Это уже персонаж второй книги Баха. Здесь происходит пересечение двух произведений. Кульминационный момент в спектакле – это смерть Шимоды и становление главного героя. Развязка в спектакле происходит, когда главный герой, изгнанник, возвращается в свою стаю и открывает каждому глаза на мир.
Сами по себе сюжеты произведений изменены незначительно. Можно назвать этот спектакль свободным пересказом двух книг. Основной конфликт – противостояние злого общества и неординарной личности. В офисном строгом мире появляется творческий человек. Отмечу, что замысел спектакля оказался интереснее самого спектакля. Метафора с офисными работниками здесь раскрыта очень поверхностно. Как бы не были одеты персонажи, они все равно изображают кричащих птиц.
В середине спектакля имя главного героя меняется, так как начинается часть с другой книги. Зрителю «не в материале» может быть непонятен этот переход. Он не полностью обоснован.
В спектакле присутствовала разнообразная музыка – от тяжелой и агрессивной до плавной и спокойной. В основном это было элементом сценических переходов и приемом, подчеркивающим событие. Музыка не создавала полностью атмосферу происходящего, она выделяла действие на сцене.
Организация пространства более чем минималистичная. Два стола, две лавки, офисный стул, которые обмотаны черными мусорными мешками. В некоторых эпизодах сцена оставалась полностью пустой. Все персонажи одеты в строгие офисные костюмы и красные носки. Таким образом показывается одинаковое однообразное общество.
Главный герой – Джонатан – наивный и добродушный. Он постоянно что-то записывает в своей книжке. Он мечтатель и жаждет свободы. Шимода, напротив, – «крутой парень» в шляпе. С одной стороны, он очень простой и любит пошутить и подурачится, с другой – мудрый наставник.
Постановка оставляет неоднозначное впечатление. Для эскиза все сделано очень точно, но полноценным спектакль назвать трудно. Целостность и внимание в процессе просмотра теряется. Общая картина и образ спектакля вырисовываются очень мутно. Думаю, я бы мог посоветовать этот спектакль подросткам 14-16 лет в качестве первого знакомства с творчеством Р. Баха.
____________________________________________________________________________
Автор: © Лука Гришин
Премьера состоялась 20 октября 2018г. на сцене культурного центра «Братеево»
Режиссер: Ярослав Маланин
По мотивам произведений и идей Ричарда Баха
Артисты: Дарья Майер, Сергей Кузнецов, Екатерина Дулова, Вячеслав Воробьев, Екатерина Кузнецова