Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Да здравствует новая плоть!», или «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга.

«Да здравствует новая плоть!», или «Преступления будущего» Дэвида Кроненберга.

24 Авг 2022

Да-да, хотя поклонникам одного из самых нетривиальных мэтров мирового кинематографа так может показаться, никакой ошибки нет – на пороге своего 80-летия великий режиссер выпустил фильм с тем же названием, что и в уже далеком 1970 году. Однако, у двух кинематографических реалий разное будущее и, соответственно, разные преступления – кроме названия, картины ничего не объединяет. Вынесенная же в заголовок фраза из другого культового фильма Кроненберга тоже не случайна – как и в «Видеодроме» или «Мухе», в нынешних «Преступлениях» речь идёт о метаморфозах тела и сознания, а также сопутствующих им инициации и, как следствие, мутации. Если перестать насиловать и истязать свое тело, оно захочет тебя убить? Стремление к совершенству зачастую приводит к своей полной противоположности. Весьма закономерно, что данная антиутопия снималась в Афинах — древние греки называли это трагической иронией.

Вигго Мортенсен в четвертый раз появляется в фильмах Кроненберга, теперь – в образе художника-акциониста, а также своего рода медиума, находящегося на границе очень разных миров: блаженства и боли, уродства и красоты, жертвенности и эгоизма, публичности и исихазма, наслаждения и отвращения. Реальность потускнела, померкла и высохла, и только истинный служитель (Аполлона? Диониса?) в буквальном смысле возлагает свое тело на алтарь и провозглашает его объектом искусства. Кстати, в этой картине буквально очень многое – со свойственной ему (само)иронией, режиссер убедительно толкает нас с поэтических высот метафор и аллегорий в весьма натуралистическую яму материализации (и, как следствие, визуализации) последних. Сырым материалом творчества, муками художника, отдающего себя всего миру и хирургическим эротизмом, сменившим старый секс, стильная картинка киноэкрана угощает будоражуще щедро. В самом деле – что может быть прекраснее желания вскрыть себя: метафорически, артистически, эмоционально и психически?

Когда-то, рассуждая о скудности современного ему театра, Антон Павлович Чехов язвительно заметил, что если уж на сцене появилось ружье, то оно непременно выстрелит. Насколько это соответствует или противоречит языку культуры, уже не один век ведутся ожесточенные споры. Парадоксально, но в «Преступлениях» те самые пресловутые ружья провокационно самодостаточны.

Блуждая по пустынным лабиринтам рефлексии и экзистенциально-урбанистическим задворкам коллективного сознания, Дэвид Кроненберг вновь приглашает задуматься о причинах и следствиях техногенного прогресса и исследовать лимит синдрома ускоренной эволюции. Приведшее к безжизненности желание максимально купировать боль наглядно демонстрирует, что пластиковый мир победил – идея потребления и переработки достигла своего предела и никакая полиция нравов ей не указ. Однако, пока есть те, кто верит, что способен создавать красоту из пустоты, кто творит из анархии, бережно распаковывая карты хаоса внутри себя, жизнь продолжается…? Ответом на этот вопрос, пожалуй, станет последний кадр фильма, который, впрочем, едва ли подлежит однозначной трактовке.

__________________________________________________________________________________

Автор: © Яна Фельвитская

Производство: Канада, Великобритания, Греция, 2022

Продолжительность: 107 мин.

Режиссер: Дэвид Кроненберг

Оператор: Дуглас Кох

В ролях: Вигго Мортенсен, Леа Сейду, Кристен Стюарт, Лихи Корновски, Скотт Спидман  и др.

 

 

 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>