Информационное агентство
Home » Синема » [Московская премьера IX] Дом ветра

[Московская премьера IX] Дом ветра

04 Сен 2011

Умирающие от неизлечимой болезни дети-сироты – тема до такой степени скользкая, что не поскользнуться невозможно, лучше вовсе не ступать. Как лучше не выносить в заглавие образ-символ, чтобы потом настойчиво, поминутно, избыточно его оправдывать (не так давно вышел «Дом солнца» Гарика Сукачева, пусть сюжетно и не схожий ни в чем с «Домом ветра», не вспомнить об этом трудно). Режиссер вслед за сценаристом Тиммом рисковал дважды, и хотя нельзя сказать, что сломал на этом тонком льду голову, все-таки продвинулся, к сожалению, недалеко.

Героиня Полины Кутеповой – дворничиха Таисия, работающая при детском инфекционном центре. Спустя десять лет после того, как ее сын-пограничник был объявлен без вести, его останки были опознаны по фрагментам и Таисия получила капсулу с прахом. Одновременно с этим больницу собираются расформировать, поскольку таинственный, но влиятельный человек позарился на недвижимость. Сочувствуя женщине, привязавшейся к мальчику-сироте Тимуру, главврач (Валерий Баринов) решается на подлог, списывает Тему как умершего и, снабдив Таисию лекарствами на первое время, отправляет их от греха. Новую работу Таисия находит на другом конце области, ухаживая за участком крупного политолога и его жены (Алексей Завьялов и Елена Морозова). Но лекарства заканчиваются, а деньги, которые Тая выпросила у хозяина вперед зарплаты на новые, в Москве крадет аферистка-гипнотизерша, и Таисия вынуждена украсть в хозяйском доме редкую китайскую вазу эпохи Цинь из набора «Дом Ветра». Мало того, что она продает вазу хозяйскому же антиквару, предъявляя паспорт, так еще и друг семьи, крупный врач (Александр Ильин) понимает, что с мальчиком дело плохо, он умирает. Хозяева вроде не звери и готовы помочь, но Тая берет Тему и уезжает неизвестно куда, добирается автобусом до заброшенной деревни – ну и, собственно говоря, конец фильма.

Такого рода кино не претендует ни на разработку оригинального киноязыка, ни на бездонные философические глубины, единственная его задача – вызвать у зрителя сочувствие к персонажам, заставить полюбить их, сопереживать им в их горе, поверить в их достоверность и воспринимать их историю как реальную. Тимму и Златопольскому несмотря на явные натяжки в сюжете это в значительной мере удается – но у такой удачи есть, увы, обратная сторона. Потому что до поры сентиментальность, которая хлещет из фильма через край (а тому немало способствуют и актеры, и навязчивая музыка Саундрамы), кажется хорошей, правильной сентиментальностью: ну взяла бедная женщина ребенка из больницы, ну украла азу ради него – хрен с ней, с вазой. Но чем дальше, тем больше нарастает раздражение: ну что ж ты, блин, дура такая, творишь? куда ты мальчика тащишь, он ведь еле дышит уже! Загоняя сами себя в угол, авторы заранее готовят «зимнюю квартиру» для отступлени, переводя рассказ из криминально бытовой и мелодраматической в аллегорическую плоскость, чтобы в финале после пронзительного до истерики монолога Таи, обращенного к Богу посреди заснеженной пустыни (осуждать это кино из эстетических соображений – последнее и неблагодарное дело, но позволю себе заметить, что кино, в чем и состоит его главная беда, не дает основания для выхода на такого уровня обобщения – тут нужен Кесьлевский), пробудить ее в солнечных лучах, и чтобы увидела она розовощекого, полного сил Тему-Тимура, и чтобы услышала от него: «А я раньше тебя проснулся!»


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2011
Жанр: драма
Продолжительность: 90 мин.
Режиссер: Вячеслав Златопольский
Сценарий: Алексей Тимм
Оператор: Радик Аскаров

В ролях: Полина Кутепова, Александр Ильин, Валерий Баринов, Елена Морозова, Алексей Завьялов


 

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>