Информационное агентство
Home » Синема » [Окно в Европу]: Дубровский

[Окно в Европу]: Дубровский

20 Авг 2013

Кино оказалось интереснее, чем ожидал. Динамичное, живое, смотрится очень хорошо, а первые полчаса еще и абсолютно убедительны в плане переноса событий пушкинского произведения в наши дни. Дубровский и Троекуров (Александр Мезенцев и Юрий Цурило) – кореша с Афгана, но один устроился по высшему разряду, а другой в своей захудалой Кистеневке пытается заниматься фермерством, закупая технику в кредит под троекуровское поручительство. Случайная ссора, когда отставного полковника Дубровского оскорбляет шестерка Троекурова, кладет конец многолетней армейской дружбе, Троекуров идет на принцип и вместе с продажным чиновником Ганиным (Игорь Гордин) ему удается натравить на Дубровского природнадзор, фермы признают незаконным строительством и обрекают на снос, что сводит Дубровского-старшего в могилу, пока герой Данилы Козловского, Дубровский-младший, ведет образ жизни, который Козловский уже отыграл в «Духлессе». Смерть отца вынуждает его приехать в Кистеневку и возглавить народный бунт против корпорации шкурников – военных, чиновников и ментов. И вот дальше начинаются вопросы, причем как чисто технические, касающиеся деталей «транспонированного» сюжета, так и более общего порядка.

Я не говорю, насколько невзрачно, несмотря на подсвеченные в вульгарной дымке крупные планы Владимира и Марьи Кирилловны (а визуальной пошлятины в картине через край) подана романтическая линия, и насколько невыразительна героиня Клавдии Коршуновой. Тут вообще много лажи – современная Марья Кирилловна не провинциальная барышня, она в Лондоне училась, но при этом осталась прекраснодушной идиоткой, и что самое удивительное, повенчанная против воли, она, как и у Пушкина, считает свою жизнь решенной, что сегодня и для такого типа девицы выглядит до крайности странно, и совсем необязательно так буквально воспроизводить очевидно архаичные сюжетные мотивы. Дубровский ведь не устраивается к Троекурову воспитателем, а под видом выходца из эмигрантской семьи Дефоржа занимает должность финансового директора в афере, разработанной Троекуровым и Ганиным при поддержке губернатора, ганинского дядюшки, и делает это с тем, чтобы сподручнее их разорить и разоблачить, то есть действует скорее как граф Монте-Кристо, пока крестьяне грабят инкассаторов и нападают на ментов, и это удачно придумано – другое дело, что сама подмена Дефоржа (настоящего удается запугать и он в страхе уносит ноги куда подальше) в век фотографий, интернета, электронной почты вряд ли может восприниматься как нечто достоверное, а не просто как сюжетная условность.

Однако «Дубровский», насколько я уловил, рассчитан именно на такое восприятие, в отличие от недавнего мирзоевского «Бориса Годунова», где в условно-современный антураж вписывался аутентичный пушкинский текст, в «Дубровском» литературный оригинал переработан. А какой смысл в такой переработке, если не расчет максимально приблизить старый сюжет к новым реалиям? Но не удается приладить, даже со всем заморочками, классику к современности, чтоб не оставалось сомнений. Прежде всего, помимо образа Марьи Кирилловны и авантюры с Дефоржем, это касается все того же «народа»: уж очень трудно поверить, что фермеры в течение достаточно долгого времени неуловимо партизанят по тверским лесам, да еще в лютую зиму. Но недоумение вызывает и, казалось бы, не составляющий большой загадки персонаж – Ганин. Это самая принципиальная сценарная находка – если малопримечательный князь Верейский у Пушкина возникал под конец, то чиновник Ганин – одна из ключевых фигур, он с самого начала фильма претендует на Машу, причем она его интересует и сама по себе, и как генеральская дочка, на которую можно записывать счета и имущества. Замечательный артист Игорь Гордин, показавший такую тонкую работу в непритязательных «Московских сумерках», здесь, в «Дубровском», играет Ганина слишком окарикатуренным, выбивается из общего более-менее ровного ансамбля, превращает его в какое-то комично-омерзительное чудище, что, по-моему, портит и роль, и фильм в целом, а что особенно досадно, я так и не смог понять, что за зверь это такой, Ганин: любит ли он Машу пусть своеобразной, подлой, но все же искренней любовью, и ради нее совершает преступления, или он законченный подонок, для которого и любовь, и женитьба – лишь средства среди прочих для извлечения выгоды. Ну и, конечно, наличие в России, к тому же провинциальной, независимой прессы, способной показать сравнительно объективно обстановку в «бунтующем» регионе – просто нонсенс, а в «Дубровском» независимая пресса представлена каналом НТВ, между прочим, что уж совсем дико.

Еще больше скеписиса у меня в отношении общей концепции фильма. Очевидно, что авторов волновали (и вдохновляли) протестные события, увлекал генезис народного возмущения, и задумывался фильм, предположу, в обстановке иной, нежели выходит на экраны. Вера в силу праведного народного гнева или, уж во всяком случае, в способность, в возможность пришлых, городских, благополучных и молодых людей поднять, скажем, крестьян против несправедливой системы, даже с поправкой на то, что средства борьбы могут оказаться не вполне гламурными, по всей вероятности, и руководила создателями фильма на уровне разработки замысла. Реализовался же он по факту в истории, где богатенький сынок предпочитает общему делу бабенку, дочку врага народа, и губит всех, кто ему доверился, а сам т.н. «народ» ничего не хочет, кроме как укрыться с награбленным, да не находит, куда бы податься. Среди фермеров-бунтарей типажи разные, от практически уголовников до почти лубочных, сусальных мужиков-бородачей, хранящих исконную нравственность православных земплепашцев, о которой так любят толковать на ток-шоу евреи-интеллигенты. Есть и свой местный юродивый-неформал, паренек в шапке и наушниках, выполняющий, не всегда успешно, как оказалось, функцию курьера при «барине». И то ли авторам действительно не до мелких крестьянских бед, когда на кону мировая революция и борьба с коррумпированной системой, то ли они просто не заморачивались на мелочах, но из «Дубровского», в частности, следует, что организовав и возглавив стихийный протест работяг, просвещенные молодые горожане должны суметь увести бессмысленный и беспощадный русский бунт в направлении цивилизованного гражданского неповиновения преступной власти, не отвлекаясь на личные проблемы, и тогда благодарный народ добровольно и свободно изберет их собственными лидерами. Хотя я был уверен, что Борис Хлебников в своей «Долгой счастливой жизни» уже все об этом точно и доходчиво сказал, полностью раскрыл (и закрыл) тему – а на тебе пожалуйста опять: «здравствуй, Маша, я Дубровский». Поздно, Дубровский.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2013
Жанр: драма
Режиссер: Александр Вартанов, Кирилл Михановский
Сценарий: Константин Чернозатонский, Михаил Брашинский, Кирилл Михановский
Оператор: Всеволод Каптур, Стас Михайлов

В ролях: Данила Козловский, Клавдия Коршунова, Юрий Цурило, Александр Мезенцев, Игорь Гордин, Дмитрий Поднозов, Елена Дудина, Ольга Малахова, Алексей Шаранин, Валерий Опёнкин

 

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>