Информационное агентство
Home » Синема » Два дня

Два дня

18 Сен 2011

Признаться в любви сложно. Произнести три коротких, но очень важных слова. И написать эти слова не так уж просто, даже если они адресованы не мужчине, а фильму. Премьера ленты Дуни Смирновой «Два дня» состоялась 1 сентября в кинотеатре «Октябрь». После неё разразился первый грохочущий, холодный осенний ливень. Все арбатские переулки тут же превратились в ручьи и даже реки, которые пришлось штурмовать вброд. Но после этого фильма и ливень, и город, и настроение – все было прекрасным, чудным, удивительным. Во всем царила любовь, зажженная волшебной палочкой режиссера. И не хотелось вызывать такси, потому что идти в вечернем платье и туфлях на шпильках под стеной дождя и сплошь – по лужам – очень романтично.

Новая картина Дуни Смирновой выходит в широкий прокат 8 сентября. Однако фильм уже можно было увидеть на больших экранах: лента открывала 22 «Кинотавр» в Сочи и закрывала российскую программу 33 Московского международного кинофестиваля. И везде зрители улыбались, смеялись и смахивали слезы.

В чем же секрет этой ленты? В том ли, что режиссер замахнулась на классический сюжет «Золушки», да к тому же еще и провела параллель с несуществующей «классикой»? В том ли, что не побоялась прослыть слишком сентиментальной? В том ли, что столкнула в одном кадре столь разных актеров, как Ксения Раппопорт и Фёдор Бондарчук? Или в том, что новая русская сказка обрамлена остросовременными шутками и псевдосовременным антуражем из бастующих рабочих?

Не смотря на явную традиционность сюжета, фильм Дуни Смирновой очень смелый. Его смелость заключается в том, что режиссер позволила себе играть со всеми наработками прошлого и настоящего, без постмодернистской оглядки на то, что это уже было. И при этом раскрыла «секрет успеха» современной российской романтической комедии. Великая история любви просто обязана а) быть изложена с юмором (зритель любит смеяться) и б) делать вид, будто бы она рассказывает о злободневном. Но главное, чтобы все эти а и б, и возможные, в, г и д воспринимались как нечто естественно, живое и прекрасное  – как восход солнца, приход весны, рождение ребенка. И вот это, пожалуй, из всех современных лент удалось только «2 дням».

Сценарий к фильму писала сама Дуня Смирнова в соавторстве со сценаристкой и режиссером Анной Пармас. Все законы драматургии соблюдены. Любовь зарождается между людьми, столь несхожими между собой, что не влюбиться в друг друга они просто не могут. Ведь противоположности притягиваются. Однако помимо притяжения на героев действует и сила отталкивания, и какая из этих двух сил сильнее – не понятно даже в финале.

Петр Сергеевич (Федор Бондарчук) приезжает в дом-музей провинциального писателя Щегловитова с весьма щекотливой целью – закрыть сей музей как убыточный и «освоить» несколько гектаров прекрасных лесных и полевых угодий. А Мария Ильинична (Ксения Раппопорт) работает в этом музее замом по науке и живет с верой в то, что любовь бывает одна и на всю жизнь, а свое счастье на несчастье другого не построишь (хотя барышне явно не 20 лет, а за спиной – неудачный роман и незащищенная в Москве диссертация). У Марии Ильиничны есть две черты в характере: она ломает все, к чему прикасается и говорит правду, правду, и ничего кроме правды. Естественно, именно от неё Петр Сергеевич и узнает всё, что думают работники музея (да и простые селяне) о правительстве, Москве и самом Петре Сергеевиче. Петр Сергеевич кипит от гнева, а потом напивается. А потом…

От ненависти до любви один шаг. Однако завоевать Марию Ильиничну не так-то просто: ведь она ненавидит любой обман и любую, малейшую фальш. А «слух и зрение» у неё 100 %. Избавиться же от въевшейся в кожу привычки говорить и делать «не совсем правду» гораздо сложнее, чем просто снять пиджак и одеться в фуфайку и джинсы (именно с переодевание и начинается «перерождение» героя Бондарчука). А если Мария Ильинична почувствовала не правду, остановить её гнев не проще, чем остановить прорвавшую плотину реку. Понесло, так понесло…

Не знаю, можно ли было найти актрису более подходящую для этой роли, чем Ксения Раппопорт. Удивительная природная грация позволяет ей быть одновременно нелепой и очаровательной. Она прекрасна даже когда, полная гнева и ярости, шагает «на разборку» с Петром Сергеевичем широченным солдатским шагом.

Ксения играет персонажа «щегловитовского», что на самом деле легко описывается термином «тургеневская» барышня. Современные столичные интеллектуальные снобы сидят в дорогих кофейнях (в грязной кухне на съемной квартире) и верят в постструктурализм, а также в то, что в лес надо не забыть взять фумигатор. А Марья Ильинична цитирует писателей XIX века, верит в вечные ценности и доит козу. Марья Ильинична живет на природе и является неотъемлемой её частью. И она, как ураган, срывает со столичного жителя Петра Сергеевича все персоны и маски, которые тот успел на себя надеть за годы праведного служения мамоне и власти.

Однако может ли такая великая любовь закончится фразой «и жили они долго и счастливо и умерли в один день»? Шекспир выбрал из этой формулировки лишь вторую часть. А Дуня Смирнова нашла свое, очень изящное и оригинальное решение.

Автор: © Юлия Максимова

 


Жанр: драма, романтическая комедия, Россия, 2011.
Режиссер: Авдотья Смирнова
Сценарий: Авдотья Смирнова, Анна Пармас
Оператор: Максим Осадчий
Продюсеры: Фёдор Бондарчук, Дмитрий Рудовский, Рубен Дишдишян
В главных ролях: Ксения Раппопорт, Фёдор Бондарчук, Ирина Розанова, Евгений Муравич

Метки:
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>