Информационное агентство
Home » Синема » [XX фестиваль "Окно в Европу"]: Энтропия (Дом-2012)

[XX фестиваль "Окно в Европу"]: Энтропия (Дом-2012)

21 Авг 2012

Нигде в титрах не упоминается имя Томаса Пинчона, хотя, кажется, именно он своей одноименной новеллой впервые ввел понятие, заимствованное из термодинамики, в широкий культурный обиход. И может быть я ошибаюсь, но Саакян, похоже, имела это обстоятельство в виду. Хотя я готов отнестись к ее «Энтропии» и просто как к шутке – пожалуй, не слишком блестяще удавшейся, но все-таки очень, по-моему, выигрышной на общем фоне. Собралась кучка дилетантов, повыпендривались – получилась, допустим, ерунда (я бы не сказал, что совсем уж ерунда, но допустим) – так это ж безобидная забава. В остальных случаях собираются как бы умные люди, служат литургии святому искусству (на бюджетные предпочтительно денежки), поднимают значимые социальные проблемы, идут просвещать народ – а получается и того хуже, и это, на мой взгляд, куда обиднее.

В анонсе черным по белому написано следующее:

Конец света уже наступил, ты этого просто не заметил. Валерия Гай Германика, Ксения Собчак, Диана Дэлль, Данила Поляков и простой парень по кличке Овощ – одни в недостроенном пустом доме. Ждут грядущий апокалипсис и снимают об этом кино. Играют ли они? А кого они играют в жизни? Что получилось – комедия абсурда, мистический триллер, социальная драма, пародия, «Дом-2», политический манифест, культовое кино или, говоря словами одного из героев, «жопа», – решать зрителю. Как и вопрос о том, в каком жанре встречать свой личный апокалипсис.

То есть никто не обещает доброй семейной комедии с участием Михаила Галустяна или патриотической драмы про войну с Элиной Быстрицкой. Все открытым текстом сказано – чего же ожидали те, кто остался шокирован увиденным? Нового «Шапито-шоу»? Увы, «Энтропия» – далеко не «Шапито-шоу». Но и занудливый, в духе советского «арменфильма» шестилетней давности «Маяк» новая работа Саакян тоже, к счастью, мало напоминает.

И вообще в фильме не все так страшно, как в аннотации, никакого «Дома-2″ нет. Всего персонажей в фильме пять. Четверо из них приезжают в краснокирпичный особняк, одиноко стоящий посреди лесов и полей, пьют и типа снимают кино. Илья (Поляков) – типа режиссер, остальные – типа актрисы, разного имиджа и характера: Германика – понятно, панкушка в шляпке и с собачкой (только собачка еще сохраняет в фильме свой натуральный цвет), Собчак – альфа-самка в мужском костюме и с лесбийскими замашками, Диана Дэлль – вроде как романтическая красавица. Из троих девушек самой профессиональной актрисой до поры кажется Собчак, но очень уж она манерно, неубедительно матерится, а делать это ей приходится в фильме довольно часто. Потом четверка друзей, уже успев избавиться в ожидании предполагаемого конца света от мобильников и машины, находит спящего на резиновых покрышках Митяя по кличке Овощ, олицетворяющего в единственном лице весь русский народ, и Евгений Цыганов со своим профессионализмом, помноженным на природный актерский талант (у остальных нет ни того, ни другого) создает в картине отдельное поле драматургического напряжения – интересный режиссерский ход, между прочим.

Другое дело, что конец света – тема избитая и мотив банальный, но у Саакян, во-первых, он и в принципе чуть-чуть посвежее подан, чем у Абеля Феррары в «4.44″, скажем, а во-вторых, что для западных кинематографистов условный художественный прием, то для русскоязычного кино может стать и у Саакян становится приемом экзистенциальным и более того, способом мировосприятия. В какой форме и какими средствами – разговор отдельный, уж конечно, танго Шнитке и адажио из Седьмой симфонии Бетховена – банальность, не оправданная никак и ничем, даже такими громкими заявлениями, как «авторское кино – это жопа» и «русский народ не вы*бет никто» (первое принадлежит на пару персонажам Собчак и Полякова, второе – единолично Овощу в исполнении Цыганова). Вот песенка Романа Лубенского «Апокалипсис», послужившая картине не только музыкальным (наряду с Бетховеном), но и смысловым лейтмотивом, больше в тему – на нее наложен проезд кортежа через полностью обезлюдевшую (обезлюженную), не считая отдельно взятых ментов, Москву Майскую, по Новому Арбату, Гоголевскому бульвару и далее к набережной торжественному кортежу.

Саакян перед показом предлагала смеяться, если будет смешно, потому что, мол, кино у нее смешное. Меня рассмешить трудно, особенно когда Данила Поляков тащит на себе лестницу, как распятие, и просит себя к ней приколотить гвоздями. Впрочем, легко сказать, что подобным образом уже давно прикалывался Джармен, а вслед за ним сотни последователей, но что для цивилизованного мира вчерашний день, то для новорусского кино – сегодняшний, и то лишь потому, что завтрашнего у него нет, и «Энтропия» – об этом тоже.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Россия, 2012
Жанр: комедия
Продолжительность: 75 мин.
Режиссер: Мария Саакян
Сценарий: Григорий Матюхин, Руслан Паушу
Оператор: Мкртыч Малхасян
В ролях: Валерия Гай-Германика, Ксения Собчак, Диана Дэлль, Данила Поляков, Евгений Цыганов

 

 

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>