Информационное агентство
Home » Скена » Ересь простоты

Ересь простоты

16 Апр 2014

На фестивале «Золотая маска» показали спектакль казанского театра имени Г. Камала «Однажды летним днём» по пьесе Йона Фоссе.

Медитативный, негромкий спектакль Фарида Бикчантаева соткан из воздуха и света. Свет по сюжету превращается в тьму, летний день — в осеннюю ночь, а жизнь в непробиваемом застенке одиночества, которое носишь на себе, как неснимаемый панцирь, — в освобождение, равнозначное пустоте. Йон Фоссе — современный норвежский драматург, пьеса «Однажды летним днём» – поэтичная и даже в интонациях своих очень скандинавская. В казанском спектакле скандинавского не много — разве что в образе фьорда, который постоянно присутствует в тексте, но лишь мимолётным миражом появляется перед глазами: полупрозрачная проекция на полотне. Да ещё в уюте современного и хорошо отделанного, хотя и «старого» дома, с растениями в горшках и фотографиями в рамках (художник Булат Ибрагимов, художник по свету Евгений Ганзбург).

Но по-настоящему этот спектакль не имеет «географической привязки» — всё словно бы происходит в метафизическом, потустороннем пространстве. И акустика этого пространства такова, что гулким и порой неожиданным эхом здесь равно могут отозваться интонации восточных культур и европейского театра, тихой простоты — и драматизма бергмановских крупных планов. Спектакль всё растворяет в себе, не являясь ничем из перечисленного, но помня обо всём, как тишина и пустота хранят в себе потенции любого звука и любой краски.

«Однажды летним днём» — не история и даже, пожалуй, не притча. В какой-то мере это одна долгая «мантра», состоящая из незначительных и даже незначащих слов, переспросов, повторений, становящихся драмой и поэзий, как стук дождя становится музыкой. Внутреннее напряжение, ритм и интонации, с которыми актёры произносят слова, нанизывая их реплика за репликой, как бисер на нить, создают смыслы и собирают их в целое. Ничего нарочитого — но звуки речи (а спектакль играется на татарском языке) неосязаемо и даже необъяснимо превращаются в одну мелодию, кантиленную и немного элегическую.

Время в спектакле, кажется, проживает свою собственную жизнь. Главная героиня вспоминает день, когда её муж ушёл и не пришёл, выбрав то самое освобождение и пустоту, смерть, исчезновение. Вспоминает день, когда, в сущности, ничего не происходило, но она проживает каждую минуту, каждое микродвижение души, — и на сцене две актрисы в постоянном внутреннем, хотя иногда и зримом, диалоге, отыгрывают это удвоение момента, сиюминутного и вспоминаемого ощущения, события «здесь и сейчас» и знания о нём, вписанном в историю с известным финалом. Переживание героини, очевидно, бесконечно повторяется по кругу, она бесконечно разыгрывает в памяти этот случившийся однажды день, то ли не давая ему завершиться, то ли не позволяя ему превратиться в «однажды»: дважды, трижды, тысячу раз — сначала!

Открытое окно, за которым идёт ливень над фьордом, косые белые полоски быстрой дрожащей рябью по чёрному. Окно движется по комнате, порой словно пытаясь задавить собой героиню и уволочь её куда-то, втянув в себя. Она сегодняшняя наблюдает за собой тогдашней и поправляет — не удерживает: удержать нельзя. Люция Хамитова играет нескончаемость трагедии просто и без надрыва, но даже когда она молча смотрит «со стороны», на её лице словно отражается каждое движение, каждый мысленный шажок по удвоенной трагедии.

Экзистенциалистское мужество сегодня — быть может, именно в этом, в способности впустить в себя темноту и не бояться её. Осмелиться подходить к окну и беккетовской плёнкой прокручивать в памяти детали, находя в этом источник воли к жизни, а не наоборот. И за полупрозрачным полотном волн и дождя у второго окна останется героиня из того летнего дня — не призрак, а молчаливая поддержка для очередного, нового дня.

© Елена Алдашева
(Фото с сайта Татарского академического театра им. Г. Камала)

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Елена Алдашева

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>