Живет на свете и достаточно давно – целый год уже – замечательный спектакль норвежского режиссера Сигрид Стрем Рейбо. «Ежик и медвежонок, - называется, Диалоги». Живет это театральное чудо на различных сценах, то там покажется, то здесь. Например, 2 декабря в «Мастерской» было целых два представления. Но больше в этом году уже не будет. Что, впрочем, добавляет еще один повод с оптимизмом ждать наступающего года, ведь в нем у нас будет возможность посмотреть на сказочных зверюшек еще не один раз. А посмотреть стоит. Это хоть и диалоги, разговоры, но без актеров, без мимики, они не слышны. Вернее слышны, да не так понятны.
Чудо искусства здесь в том, что это – наши разговоры, мы ведем их с друзьями, так общаются и наши дети, а иногда мы с детьми. Только тогда мы произносим слова и понимаем себя, хорошо, если собеседника – тоже. А здесь – вот она – картинка диалога, намеренно упрощенная и вложенная в уста героев детских сказок. А говорят-то они об очень серьезном. И не понимают друг друга так же, как мы в своей суете, хотя специально встретились, чтобы пообщаться. И таким образом дают зрителю шанс увидеть и себя и собеседника со стороны.
Парочка подобралась замечательная: философствующий Ежик (Тимофей Трибунцев из «Сатирикона») – «А я хочу думать по-разному!» - и обстоятельный медлительный Медвежонок (Алексей Дубровский из МТЮЗа), твердо стоящий на земле всеми четырьмя лапами. Его неподражаемая фраза «Если тебя нет, я пойду к тебе» навзничь опрокидывает метания и искания Ежика. Эти двое – те самые противоположности, которые сила взаимного притяжения заставляет становиться задушевными друзьями. Актерский дуэт «Диалогов» настолько удачен, фактура и мимика каждого столь органично пропущена через образы, что невозможно выделить ведущего исполнителя, хотя в театре двух актеров всегда есть соблазн это сделать.
Сказочность героев ограничивается только их именами, спектакль совсем не детский, как может показаться из названия. А его уникальность в том, что в диалогах нет ни одной шутки, они серьезны не только по интонации, но и по смыслу, однако это одно короткое действие – меньше часа по времени – невозможно смотреть без смеха. Казалось бы, диалоги – это всегда зарисовки, даже студенческие этюды, адаптированные для профессиональной сцены, но у Трибунцева и Дубровского получился роскошный спектакль, завершенная пьеса, после которой зрители выходят в хорошем настроении и с багажом мыслей, который они вправе никогда в жизни не распаковывать, ограничившись ощущением весело проведенного вечера. Зато тем, кто любит над спектаклем подумать, предоставляется огромное количество различных смысловых пластов незатейливых разговоров Ежика и Медвежонка.
С. Стрем Рейбо, ученицу Женовача многие критики называют обрусевшим режиссером, но «Диалоги» получились у нее стопроцентно европейским новым театром, в котором видится не только скандинавская, но и немецкая сценическая современность. Аскетичная сцена, простой свет, отсутствие опоры на костюмы и декорации – в намеренно выбранных непростых условиях выкристаллизовался умный и добрый спектакль, настоящее маленькое чудо.
(с) Марианна Чекалова