Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Философ Омский» в Театре «Человек»

«Философ Омский» в Театре «Человек»

17 Окт 2021

Спектакль «Философ Омский» Московского драматического театра «Человек» – глубокое и тонкое размышление о жизни и любви, лишённое назидательности и приглашающее к сотворчеству.

Одинокий философ Омский (Дмитрий Филиппов) устал делиться своими соображениями лишь со стенами. Он переживает, что ничем не продлится в этом мире, а после его смерти ничего не изменится. Взрослый мужчина прошёл через любовь, развод и ипотеку, а теперь ощущает болезненно возрастающую потребность передать свой жизненный опыт и знания. Герой вальяжно закидывает ногу на ногу и в раздумьях покуривает современную трубку. Так проходят дни учителя…

Решение простое — необходимо найти ученика. И ученик приходит. Точнее – и это добавляет вдохновения! – ученица: одинокая девушка Катя (Елена Лотова) пытается найти смысл жизни после расставания с молодым человеком. В растерянности наткнувшись на объявление Омского, она  уже стоит под дверью однокомнатной школы философии и стучит.
Только чему и как учить? Неожиданно оказывается, что совсем не на все вопросы возможно ответить, а многие слова так и остаются всего лишь словами, не обретая ни истинности, ни ценности. Но как тогда удержать девушку? Ведь философ, кажется, влюбился…

Сразу рисуются возможные векторы развития незамысловатого сюжета, но… В роли рассказчика, посредника и собеседника выступает ещё один персонаж – Голос стен (Александр Соколовский). И именно он  появляется на сцене первым, причём весьма необычно: он спускается по задней стене. Не даром говорят, что «у стен есть уши» – видимо, не только они. Голос является чем-то необъятным, неосязаемым, хотя на героев влияет и вполне физически.

Герой Александра Соколовского существует в своём темпоритме и хронотопе, не совсем отличных, но намекающих на «нездешность»: появляясь с разных выходов, он утверждает свою вездесущесть и становится   олицетворением не только скрытых мыслей, но и интуиции, совести, а возможно, и какого-то космического вселенского начала. Голос говорит правду, впитанную годами, а также и ту, что мы сами не произнесём, разве что мысленно, да и то – шёпотом.

Зрителю предложен спектакль-медитация под звон колоколов и гулкий  Голос стен, наполненный цитатами из произведений Х.Мураками, М.Мамардашвили, У.Фолкнера, А.Бергсона, Эпиктета, а также фрагментами из эссе С.Кьеркегора «Несчастнейший» и интервью Александра Пятигорского.
Хочется обратить внимание на кинематографичность визуального решения и отметить работу художника по свету Евгения Гибадулина. Техничный и ёмкий приём «монтажной склейки» – полное затемнение сцены, при котором актеры меняют своё положение – открывает новые возможности восприятия.

Ничто внешнее не отвлекает зрителя от переживаний героев. В суженном пространстве сцены только стул, ящик и картинная рама. На актерах аскетичные однотонные костюмы. Удивительно, как три человека, находясь на сцене без декораций, могут настолько легко и без надрыва передать такую сложную, даже трагическую историю. Трагическую, но знакомую многим и – абсолютно узнаваемую.

Катя рассказывает Омскому про свою обманутую любовь, про неверного Сашу, бесчестную Светку, а философ слушает и узнает свой пример, который витал ранее в его размышлениях. Неужели материализовался? Тогда он, конечно, знает, чем всё закончится.

Четыре встречи являют впечатляющий диапазон метаний человеческой души между отчаянием и надеждой, одиночеством и стремлением к сопричастию с другими, фантазией и нарочитым самообманом.

Дни отмериваются дверным звонком, которого так ждет герой. Девушка придёт всего четыре раза. В первый — чтобы справиться с расставанием, а в последний – чтобы попрощаться и поблагодарить: ведь она выходит замуж! Омский понимает, что этот брак не будет для Кати счастливым, но так и не скажет ей этого, а только проводит её взглядом, радостно бегущую в никуда. «В чем между нами разница: я её могу понять, а она меня — нет». Может быть, и не любовь вовсе, а очередной способ познать себя…?

Особенно органичной показалась Елена Лотова, подкупающая распахнутой искренностью и быстро меняющая настроения и состояния.  Ее героиня Катя уходит из квартиры Омского, но Елена всегда находится на сцене. И если во второй день Катя подавлена, переживая предательство любимого человека, то на третий она уже счастлива, получив приглашение на свидание.

Мир держится на трёх китах добродетели: вере, надежде, любви. И уравновешивается ли противоположными им ревностью и предательством? Как удержать ускользающую надежду? Как признаться? Почему промолчал? В итоге всё обсуждаешь только со стенами, единственными свидетелями твоего существования. И листки календаря всё падают и падают на пол, а у стен уже другой хозяин…

Продолжительность спектакля всего час, но мы уверены, что после просмотра многие вспомнят, как когда-то что-то не сказали кому-то очень важному… И, может быть, всё же скажут.

____________________________________________________________________________

Авторы: © Алина Грешникова, Виктория Смирнова

 

Премьера состоялась 30 июня 2021г.

Режиссёр-постановщик: Ольга Соколовская

Художник: Нина Антропова

Художник по свету: Евгений Гибадулин

Роли исполняют: Дмитрий Филиппов, Елена Лотова, Александр Соколовский



 

 

Метки: , ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>