Информационное агентство
Home » Синема » 34ММКФ: «Четвертое измерение» /The Fourth Dimension/

34ММКФ: «Четвертое измерение» /The Fourth Dimension/

23 Июн 2012

Альманах, точнее, триптих, портят попытки связать части опуса, совершенно разные, какими-то фразами, подложенными под компьютерную графику – совершенно дохлое дело. Хотя каждая в отдельности из частей, не будучи ни шедевром, ни мало мальски вменяемым высказыванием, занятна. Американская занятна благодаря Вэлу Килмеру, который играет как бы самого себя. Новелла называется «Семинар «Братство Лотоса», и Килмэр выступает в роли приглашенного гуру, несет всякую херню, дает советы, учит жить, а его выступления в «семинаре», больше смахивающем на секту, перемежаются эпизодами, где он с непонятными персонажами то на асфальтированной площадке, то в бассейне занят не пойми тоже чем.

«Хроноглаз» Алексея Федорченко – самая «сюжетная», но и самая претенциозная из новелл. В электричке едет бомжеватого вида мужик (Игорь Сергеев). Контролерша требует билет – он дает вчерашний, порывшись в кармане. Она указывает ему на это – мужик в ответ заводит разговор в духе «что есть вчера? быть может, то, что для вас вчера, для меня сегодня…» – его, конечно, высаживают, причем мент на платформе обнаруживает в ворохе мятых билетов и сегодняшний. Вернувшись домой, мужик возвращается к привычному своему занятию – экспериментирует с собственного изобретения «хроноглазом»: перед компьютером, вернее, перед несколькими мониторами сразу он с видеокамерой на голове пытается неким образом проникнуть в разные периоды прошлого – увидеть казнь Джордано Бруно (чья книжка без всякого пиетета подпирает колченогий стол в квартире изобретателя), подписание пакта Молотова-Рибентроппа, наконец, Рождество Христово… Но обнаруживает, что способен различать лишь обрывки, да и то чужими глазами – правда, увидеть Рождество глазами Христа, то есть когда прямо в тебя тыкается ослиная морда – уже немало. Тем временем изобретателя постоянно допекает своими танцами соседка сверху (Дарья Екамасова), он жалуется, жалуется – бесполезно. Приходит к нему и проверяющий из налоговой по фамилии Миккихаус, требует заплатить налог с премии в миллион долларов, которую ему присудило мировое сообщество – мужик говорит, что от премии отказался и денег у него нет. Можно предположить, что отчасти прототипом героя стал Перельман – изобретателя «хроноглаза» у Федорченко, соавторами-сценаристами коего числятся в титрах Олег Лоевский и Ярослава Пулинович, тоже зовут Григорий, хотя выглядит он чуть менее экзотично. Музыкальным лейтмотивом звучит песенка «Мой Лизочек так уж мал». В какой-то момент раздраженный визитерами, соседями и неудачами с проникновением в прошлое, Григорий выбрасывает свою видеокамеру из окна – ее поднимает соседка и доброжелательно несет назад, изобретатель тоже чему-то улыбается – увидел будущее и оно его устроило, не иначе. Увлекательнее остальных двух, история Федорченко также и примитивнее, и претенциознее.

Польские «Олени», напротив, сложны и герметичны, но затягивают. Трое парней и девушка в индейских перьях появляются посреди опустевшего городка – жителей эвакуировали в ожидании наводнения. Молодые люди бесятся, и в частности, заходят в костел, где разыгрывают пародийную исповедь. Но через некоторое время, когда и впрямь пора покидать запретную зону, один из парней пропадает. В поисках пропавшего друзья натыкаются на мужчину с ружьем, агрессивно не желающего уезжать – его никто и не собирался увозить, но в результате случайной потасовки со стрельбой мужчина гибнет, а в соседней комнате дружки обнаруживают его слабоумную и страдающую от ожирения дочь, безответно зовущую папу. Так и не найдя своего приятеля и бросив его в городке, троица вывозит на тележке из города девушку, и обратную дорогу им преграждают олени.

Во всех трех случаях конструкция выстроена на стыке быта и гротеска, но в первой новелле все тянет на себе Килмер, он один тут интересен, патлатый, в дурацкой шапчонке типа беретки. У Федорченко так до конца и непонятно, шизанутый шарлатан персонаж Игоря Сергеева или непризнанный (то есть не до конца признанный, потому что если все правда, а не фантасмагория – ему же миллион присудили) гений, и потому интересно, а если разъяснить все однозначно – структура моментально распадется. В польской же новелле быт и фантасмагория не противопоставлены, а теснейшим образом и органично переплетены, запараллелены, как наводнение, которого мы не видим, и переполненная водой ванна, которую хотел принять один из персонажей, да не успел, услышав выстрелы (наверное, отец жирной туши все-таки застрелил их дружка – но куда делось тело, если велосипед остался валяться на улице?), и надвигающийся на опустевший город потоп, и почти сказочные олени в запретной зоне стихийного бедствия, и монстрообразная, но жалкая, нуждающая в защите девушка, и, конечно, пародийная исповедь в пустом костеле – в польском кино такие детали не бывают случайными – все действительно выводит события этой, третьей части в иное измерение, и не в четвертое, которое всего лишь время, а в совсем другое, органами чувств непостижимое.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: США, Россия, Польша, 2012
Жанр: комедия, драма, приключения
Продолжительность: 105 мин.
Режиссер: Хармони Корин, Алексей Федорченко, Жан Квечински
Сценарий: Хармони Корин, Алексей Федорченко, Жан Квечински
Оператор: Шандор Беркеши, Кристофер Бловелт, Камил Плоцки
В ролях: Вэл Килмер, Дарья Екамасова, Варвара Федорченко, Игорь Сергеев, Анджей Масталеж

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>