Информационное агентство
Home » Синема » Generation P

Generation P

25 Апр 2011

Кокаин, ЛСД, грибы и водка. «Я ни во что не верю» – заявляет герой Епифанцева и лукавит – во что, во что, а вот в это он верит. Прококаиненный ковер, вавилонская марочка, красные в горошек мухоморы – вот его идолы, вот его идеалы. Впрочем, предать эти идеалы для него вопрос времени – как только он станет богом, ковер немедленно вынесут из кабинета. Татарский – человек, лишившийся всяких ориентиров, потому он и несчастлив. Разобраться в происходящем человеческому уму не под силу, так что приходится расширять сознание. Стоит сознанию расшириться – ориентиры обнаружатся, жизнь наладится, и счастье придет. Пелевин живописует метания маленького человека, Гинзбург, следуя за автором почти дословно, почему-то увязает в ворохе галлюцинаций и рекламных перебивок.

Таким образом из экранизации исчезает не только сюжет, но и  смысл. Если книга все-таки рассказывала о том, как пацан к  успеху шел (или как философ смысл жизни искал – что в  общем-то одно и то же), то фильм ничего не рассказывает в  принципе. Он переносит события на экран – но упаси вас бог  думать, что он имеет какую-то ценность сам по себе. Это нечто  вроде костыля для литературного первоисточника, но тексту  этот костыль как собаке пятая нога, ну право слово (собаку  П****ц в расчет не берем).

Роль сюжета выполняют постоянные ссылки на самое себя. Дважды мы видим надпись «This game has no name», дважды узнаем легенду о короле птиц Симурге, дважды слышим лозунг «Под Кандагаром было круче!» Состоящий из самоцитат чуть более чем полностью, фильм напоминает цифровые рисунки-фракталы – сколько в них не углубляйся, до дна никогда не дотянешься.

Все становится проще, если заранее договориться, что «Generation P» не кино, а блок рекламных роликов. Представим на минутку, что это часть режиссерского замысла – мухи отдельно, котлеты отдельно. Может, концепция в том и состоит, чтобы подать зрителю не монолитный батон колбасы, а тонкие колбасные слайсы? В лучших рекламных традициях – десять абсолютно разных роликов, но объединены в один блок. Вот директор «Лефортовского кондитерского комбината», вот мухоморовый бред, вот поиски русской национальной идеи, вот пиар-кампания «Солидный Господь для солидных господ» – и в каждом эпизоде настойчиво крутится актер Епифанцев, его прямо как Азадовского в каждый сюжет монтируют.

При таком подходе начинаешь понимать – все не так плохо. Сцены, в которых фантазия режиссера не ограничивалась пелевинскими строками, получились яркими и броскими – например, галлюцинации героя или фантазии волшебной планшетки. Когда же писатель расписывает все вплоть до мизансцены, Гинзбург как будто расслабляется и уходит пить кофе (например). Первые эпизоды совершенно вялые и безжизненные. Особенно неудачно выглядит здесь цитирование программных (по мнению Гинзбурга) кусков оригинала. Но когда команда начинает мыслить самостоятельно, тогда появляются какие-то ошеломительные вещи. Например, политик Смирнов, получивший свою фамилию благодаря водке, заставляет нас вспомнить об еще одной водочной марке – «Путинка». Или многозначительный момент, когда Татарский бросает в могилу зеленый шар – автоматически всплывает в памяти история со сменой дирекции НТВ.

И, конечно же, ситуацию во многом спасает впечатляющий кастинг. Фомин притягательно безумен, обаятельно чудовищен, особенно он хорош на крупных и сверхкрупных планах. Гордон в образе Ханина немножко поругивается матом – и это так мило, что «Творцы нам тут на х*й не нужны» обязано уйти в народ. Шнуров отличился особенно, это же надо иметь некую смелость, чтобы так правдиво изображать человека, плотно сидящего на мухоморах. А еще там женщина-мечта Литвинова, мужчина-бицепс Тактаров и человек-намедни Парфенов. А ближе к финалу есть эпический кадр, где Охлобыстин и Трахтенберг прыгалками душат Ефремова – для счастья разве еще что-нибудь нужно? Остановись, мгновенье, ты прекрасно…

 

Производство: Россия, 2011
Жанр: драма, комедия, фантастика
Продолжительность: 120 мин.
Режиссер: Виктор Гинзбург
Сценарий: Виктор Гинзбург, Джина Гинзбург, Виктор Пелевин
Оператор: Алексей Родионов
Композитор: DJ Shadow
В ролях: Владимир Епифанцев, Владимир Меньшов, Михаил Ефремов, Андрей Фомин, Олег Тактаров, Александр Гордон, Рената Литвинова, Андрей Панин, Сергей Шнуров, Леонид Парфенов, Роман Трахтенберг, Иван Охлобыстин, Амалия Мордвинова, Андрей Васильев, Марианна Максимовская, Игорь Григорьев, Юлия Бордовских

Премьера (мир): 14 апреля 2011
Премьера (РФ): 14 апреля 2011, «Каропрокат»

 

 

Трейлер:

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

1 отзыв

  1. Снято с большим уважением к источнику, но чувствуется некий недостаток власти над сюжетом, над актерами. Нет единства. Но так часто бывает при экранизации культовых книг.

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>