Рецензия от Станислава Грушевского
Особенности поведения людей в экстремальных ситуациях и замкнутом пространстве – тема характерная скорее для психологических фильмов в жанре триллер, но никак не для театральных постановок. Ольга Смирнова, поставившая в Школе современной пьесы спектакль «Геймеры», пробует экспериментировать в новом жанре и вполне справляется с поставленной задачей.
В пьесе Льва Наумова рассказывается о неделе жизни восьми офицеров русской армии, которые попали в плен в Маньчжурии и пытаются по косвенным причинам угадать – кого следующего поведут на расстрел, а кто будет освобожден.
Считается, что люди, узнав о своей скорой кончине, начинают переосмысливать прошлое, кардинально меняют жизненную философию и начинают жить, что называется, «полной грудью». В условиях заточения можно было ждать от героев покаяния за прожитую жизнь и мольбы о прощении. Но когда есть хоть мнимый шанс выжить, пускай даже ценой жизни другого человека, то люди начинают действовать совсем иначе. «Инстинкт самосохранения» берет вверх над разумом.
Постановку трудно назвать жизнеутверждающей. Но и надежда на гуманизм человека и его здравомыслие не пропадает после просмотра. Откровенным подонком из всех 8 пленников оказывается только лишь один, к слову, более других взывающий к высоким патриотическим чувствам и сопротивлению. Примеры из истории показывают, что обычно большее количество людей готовы деградировать до уровня «зверей» и в гораздо более мягких условиях.
Все остальные персонажи не вызывают особых негативных или положительных эмоций. Их «блеклость» и «бесхарактерность» все же можно понять – эти люди предпочитают плыть по течению, лишь ожидая, что принесет им судьба. Более того, эта позиция разделяется и режиссером спектакля Ольгой Смирновой: «Для меня ответ очевиден – не надо вмешиваться в судьбу. Надо принимать в жизни все, как есть, бороться бесполезно и не нужно. Это стало лейтмотивом нашего спектакля, хотя не все артисты были согласны со мной». Действительно, согласиться трудно.
Тем не менее, наличие у персонажей определенного характера лишь подчеркнуло бы основную мысль режиссера – не важно кем ты был «в прошлой жизни», т.е. до заключения: сейчас ты пленник и вынужден смириться с судьбой. Слом характеров несомненно усилил бы драматургию…В нынешнем же виде в плен попадает 1 подонок и 7 других персонажей, уже изначально бесхарактерных и согласившихся с судьбой, которых вполне можно перепутать друг с другом.
В числе достоинств спектакля, безусловно, стоит отметить игру со светом, которая удачно создает атмосферу напряжения, столь важную для такого жанра как триллер.
Отсутствие борьбы, своего рода философия предопределенности судьбы, и есть основной посыл спектакля, авторская позиция режиссера. Пускай столь категоричная и спорная.
Автор: © Станислав Грушевский
Лев Наумов «ГЕЙМЕРЫ» («Однажды в Маньчжурии»)
Постановка – Ольга СМИРНОВА
Художник – Наталья КИРИЛЛОВА
Художник по свету – Андрей СМИРНОВ
Продолжительность спектакля 1 час 30 минут (без антракта)
Премьера 1 марта 2011