Премьера на «Открытой сцене»: «Гондла»
1 ноября 2012 года состоялась премьера спектакля «Гондла» по пьесе Н.Гумилёва – результат совместной работы проекта «Открытая сцена» и ГЦТМ им. А.А.Бахрушина. Первый «пробный» показ состоялся ещё 19 мая в рамках акции «Ночь музеев» – прямо в пространстве экспозиции Театрального музея.
Драматическую поэму Николая Гумилева «Гондла» можно назвать одним из интереснейших произведений русского «Серебряного века». Ставится пьеса, мягко говоря, редко. Первая и единственная (до последнего момента) постановка состоялась ещё в 1922 году в Петрограде. Теперь, спустя 90 лет забытья, пьеса возвращается на сцену в новом «облике».
Искусство как машина времени
Постановщик Александр Смольяков решил перенести действие из Древней Исландии в наши дни. Четверо юношей и две девушки – наши современники – приходят в музей: осматривают экспозицию, разговаривают, веселятся. Вдруг кто-то из них открывает одну из книг, представленных среди экспонатов, и по очереди читают строки:
Выпит досуха кубок венчальный,
Съеден дочиста свадебный бык,
Отчего ж вы сидели печальны
На торжественном пире владык?..
И тут вступает в свои права магия времени… Теперь музейный зал – просторы далёкой Исландии, время – IX век, а сами молодые люди – участники тех далёких событий.
Исландцы – племя Волков – свирепые воины, поклоняющиеся древним богам и творящие кровавую магию, празднуют свадьбу знатной девушки Леры с ирландским королевичем Гондлой. Этот политический союз должен объединить две державы в одну под властью новоиспечённых владык. Однако, ирландцы – племя Лебедей – так отличаются от своих новых союзников: христиане, мирные земледельцы и ценители искусств – они вызывают у Волков лишь презрение.
Конфликт пьесы – это столкновение добра, олицетворяемого Гондлой и его ирландскими родичами, с коренным злом – людьми-волками. Новоявленный властитель двух держав мечтает о мире и процветании своих подданных, ибо теперь никто не осмелится напасть на объединённые земли. Но его подданные – Ахти и Лаги – не желают подчиняться слабому и некрасивому, горбатому королю, который лучше играет на лютне, чем орудует мечом.
Хитрые Волки задумывают подло избавиться от повелителя-слабака. Лаги пробирается прежде законного мужа в спальню молодой невесты. Ах, если Гондла гневается и просит суда – пусть докажет свою правоту и защитит поруганную честь в поединке! Так рассудила Дева Озера, покровительница Исландии, – её решение священно.
А что невеста? Над ней довлеет таинственное проклятие. Днём она дерзкая и смелая повелительница Волков Лера, которая грезит о завоеваниях, славе, богатстве (слабый добродушный муж ей помеха), а ночью – добрая и нежная Лаик. Какая же сторона личности одержит победу? Это зависит от Гондлы.
Теперь несчастный королевич на чужой земле, окружён врагами. И хотя из родной страны спешит помощь, он сам должен распутать этот клубок вражды и противоречий. Как объединить тех, кто верит в разных богов и преследует разные цели? Какова цена мира?..
«Несущественные» века
Несмотря на огромную пропасть между реалиями, описываемыми в пьесе, и современностью, по сути – это драма о человеческой природе, о подлости и злости, которым противостоит добро и милосердие. Любовь пытается победить ненависть и эгоизм, не опускаясь до насилия. Конфликт двух разных культур должен вылиться в объединение, а не кровопролитную войну.
Пожалуй, меняются только декорации, а люди с их страстями, проблемами и противоречиями остаются прежними. Поэтому наши современники в джинсах так органичны в своём превращении в древних воинов, а гитара вполне может сойти за лютню. Несмотря на то, что «Гондла» повествует о древней Исландии и Ирландии, в современной России как никогда остро ощущается актуальность поднятых в пьесе тем, таких как борьба за власть с позиции силы, соперничество самолюбий и разнонаправленных устремлений, поиск взаимопонимания людей разных культур и вероисповеданий.
Над спектаклем работали:
Постановка – Александр Смольяков
Художник по свету – Сергей Шевченко
Художник по гриму – Александр Казначеевский
Действующие лица и исполнители:
Дева озера – Наталья Чернявская (РАМТ)
Лаге – Кирилл Гордеев (мюзикл «Бал вампиров»)
Ахти – Александр Муратов
Гондла – Сергей Захарин (Театр Романа Виктюка)
Лера (Лаик) – Анна Могуева
Вождь ирландцев – Максим Онищенко (Театр Романа Виктюка)
Проект «Открытая сцена»
Проект «Открытая сцена» был создан при участии Департамента
культуры города Москвы с целью поддержать начинания молодых
драматургов, режиссеров, артистов, художников и прочих деятелей
искусства, которые делают первые шаги на своём творческом пути. За время существования проекта молодые таланты успешно создают оперные, драматические, пластические и детские спектакли, а также проводят выставки и даже благотворительные акции. Несколько спектаклей стали номинантами национальной театральной премии «Золотая маска».
Проект базируется в небольшом помещении на Поварской, 20. Камерный и очень уютный зал помогает создать атмосферу полного погружения в происходящее на сцене. Также площадки под спектакли предоставляют некоторые крупные театры, такие как Мастерская П.Фоменко, Театр До, Театральный центр Амфитрион, театр на Басманной и т.д.
© Анастасия Выговская
Для этой записи нет меток.