Информационное агентство
Home » Синема » [33 ММКФ] У нас есть Папа /Habemus papam/

[33 ММКФ] У нас есть Папа /Habemus papam/

08 Июл 2011

Самое смешное, что Мишель Пикколли уже играл в фильме про Папу Римского – только не Папу, а советского генсека Хрущева, который по сюжету встречался с Папой Иоанном 23-м – в 3-минутной короткометражке Мануэля де Оливейры «Уникальная встреча» 2007 года (шла у нас в рамках «Фьюче шортс»). Пиколли вообще – из разряда актеров, которые как будто никогда не были молодыми, а прямо так и дебютировали, с лысиной и морщинами. К тому же большие роли играл в фильмах, мягко говоря, не самых значительных – ну, скажем, в триллерах Шаброля, а в шедеврах Бунюэля – «копеечные» эпизодики. В картине Моретти у него на старости лет роль самая что ни на есть главная – новоизбранный Папа Римский.

Фигура, впрочем, условная – действие происходит сегодня (ссылка на реакцию Саркози звучит между делом), но по портретному сходству и многим другим обстоятельствам персонажа Пиколли, кардинала Мельвиля, уместнее ассоциировать, если уж искать прототип, с предыдущим Папой, Иоанном Павлом II, и уж никак не с нынешним Бенедиктом. Впрочем, и с предыдущим ничего подобного не было и не могло быть в действительности – после объявления результатов голосования конклава на Папу нападают сомнения, он отказывается выходить на балкон дворца, к нему приглашают психоаналитика (неверующего и разведенного – при том что каноническое христианство в принципе несовместимо с ортодоксальным психоанализом, да и разводы не одобряет), затем везут еще и к бывшей жене психоаналитика, тоже психоаналитику (они потому и развелись, что не могли решить, что из них круче в профессии), а по дороге Папа умудряется сбежать и устроить себе «римские каникулы».

По жанру это в целом скорее комедия, причем эксцентрическая, а не сатирическая. Кардиналы и Церковь выглядят забавно, но не смешно и тем более не позорно: пока папа находится «в бегах», его официальный представитель поляк Райски в исполнении блистательного Ежи Штура (еще одна отсылка именно к Каролю Войтыле, хотя вымышленный Мельвиль, конечно, француз) делает вид, что Папа пребывает у себя в покоях и подселяет туда для вида одного из швейцарцев, а психоаналитик (его в своем фильме сыграл сам режиссер), запертый в Ватикане ради соблюдения секретности, устраивает среди также заточенных кардиналов спортивные соревнования, но злобы и яда в этом нет. Хотя Моретти, как все итальянские интеллектуалы его поколения, несомненно, и левак, и атеист или, по меньшей мере, антиклерикал. Но проблематика фильма лежит в плоскости далеко не комедийной и не сводится к похождениям капризного, неуверенного в себе старичка, который, что совсем уж феерично, оказывается в своих одиноких скитаниях соседом по гостинице участникам театральной труппы, репетирующей – ну конечно, «Чайку» Чехова. Папа уже сказал даме-психоаналитику, что он театральный актер – на самом деле в прошлом он проходил прослушивание и его не взяли, но в «Чайке» играла его сестра, он легко подает реплики и рассчитывает сам сыграть Дорна, благо одного из артистов, слетевшего с катушек, прямо на глазах у Его Святейшества в увозит «скорая помощь».

Вся логика и жанра, и сюжета ведет к тому, что погуляв три дня (а три дня – это святое), Папа вернется в Ватикан и примет свое избрание, как подобает, ибо сказано у Чехова в «Чайке»: умей нести свой крест и веруй. Однако персонаж Пиколли возвращается лишь затем, чтобы объявить: он не тот, на кого надеялись кардиналы и рядовые верующие, он предпочитает быть ведомым, а не ведущим, поэтому от папства отказывается – все в шоке, за кадром звучит пафосно и торжественно «Мизерере» Арво Пярта, картина на этом заканчивается. Идеологическая зашоренность режиссера побеждает его же собственную художественную мысль, которая совершенно очевидно ведет героя к приятию своей судьбы – иначе ради чего было убегать из Ватикана, отказаться ведь можно было и сразу.

Что же касается юмора – его пусть боятся сектанты, которым страшно, что их шарлатанство будет разоблачено, а Церкви ирония не страшна, напротив. В той же зарисовке про встречу Папы с Хрущевым, где Пиколли играл последнего, обе стороны выведены в свете остро-комическом – и ничего в этом нет оскорбительного для христиан. Ирония Моретти, если уж на то пошло, касается не только внутреннего церковного устройства, но также и психоанализа, комическая пара бывших супругов-психологов в фильме – не менее важные действующие лица, а «фишка» дамы-психоаналитика, во всех бедах усматривающей последствия «недостатка родительского внимания», соотносится и с основной проблематикой фильма, поскольку все люди – чада Божьи. Вопросы же Моретти ставит серьезные и насущные – о месте Церкви в современном мире, о ее статусе, о том, что она из себя представляет в данный момент (по интернациональности состава конклав едва ли уступит Совбезу ООН). Один из самых проникновенных моментов картины – эпизод, когда Папа едет по ночному Риму в рейсовом, постепенно пустеющем автобусе, и размышляет вслух. Выводы, увы, неутешительные, и отрицать их, сводить все к тому, что режиссер чего-то недопонял, бесполезно. Но несмотря на это уж как-нибудь с Божьей помощью Церковь дотянет до самых последних времен, а пока что не грех и повеселиться. И если Нанни Моретти считает, что у него нет Папы – то это его личные трудности.


Автор: © Вячеслав Шадронов

 

Производство: Франция, Италия, 2011
Жанр: драма
Продолжительность: 102 мин.
Режиссер: Нанни Моретти
Сценарий: Нанни Моретти, Францеско Пикколо
Оператор: Алессандро Пеши
В ролях: Мишель Пикколи, Ежи Штур, Нанни Моретти, Ренато Скарпа, Маргерита Буй, Франко Грациози

 

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>