Информационное агентство
Home » Синема » Гитлер в Голливуде / Hitler a Hollywood

Гитлер в Голливуде / Hitler a Hollywood

17 Окт 2010

Фестиваль современного кино «Завтра» (14.10 – 19.10.2010)

Вы фанат Гринуэя, Сабо и Кавани? Пальмовая ветвь для вас в разы значительнее Оскара? Вам знакомо имя Мануэля ди Оливейры? Если ответ «да», то «Гитлер в Голливуде» снимался для вас. Ибо у Фредерика Сойшера получился киноманский европоцентричный детектив, где все зло – от американцев, а все самое лучшее было снято до возникновения Голливуда. В котором Гитлер, кстати, никогда не был. В этом фильме вымысел настолько крепко переплетен с действительностью, что в первый момент неубедительным кажется даже то, что Гитлер никогда не бывал в Америке. Но да – он и впрямь мечтал о мировом господстве, ни на день не покидая своей крохотной Европы.

Пожалуй, история с Гитлером в данном произведении – одна из немногих, достоверность которых можно проверить с помощью Интернета. Разумеется, в нереальности Луи Арамчека сомневаться не приходиться, а вот девушки отправляющиеся на его поиски более чем реальны – актрисы Мария де Медейруш и Мишлин Прель. В свою очередь картина «Я вас не люблю» в фильмографии последней, как и следует ожидать, отсутствует. Так же как по запросу «Гитлер в Голливуде» поисковая программа обнаруживает в Интернете только ленту Сойшера.

Впрочем, необходимо в общих чертах передать фабулу. Мария де Медейруш делает документальный фильм про свою любимую актрису – Мишлин Прель. Мишлин случайно проговаривается, что в далеком 1939 снималась у талантливейшего режиссера Луи Арамчека в картине «Я вас не люблю». Мария бросается на поиски этого фильма, но натыкается на трейлер другого – «Гитлер в Голливуде» – документ, снятый тем же самым Арамчеком. Руководствуясь скудными подсказками госпожи Прель, кустарными находками из архивов, а также секретной информацией из бюро немецкой разведки Штази, она обнаруживает все новые и новые подробности дела, и в конце концов вызывает на себя гнев сильных мира сего. Разгадка оказывается непредвиденной и страшной.

Обычно когда покидаешь кинотеатр, паззл у тебя в голове еще не сложен, есть ряд разрозненных субъективных впечатлений, и какая-то четкая картина возникает только когда тщательно обмозгуешь увиденное. И вот тут зачастую начинают обнаруживаться всевозможные косяки и проколы, подчас переворачивающие с ног на голову первые впечатления от фильма. С «Гитлером» в данном случае все сложилось как нельзя лучше. Внутренняя логика сюжета при имеющемся количестве наворотов и поворотов пульсирует ладно и складно, не вызывая ни малейших нареканий. С другой стороны, сама по себе детективная линия вызывает сомнения – так ли уместна она в контексте этой оды европейскому кинематографу? Эпизоды с проникновением Марии в дом дочери продюсера, работавшего с Арамчеком, и с похищением секретных документов у агента английской разведки MI5 выполнены в намерено лубочной стилистике и могут выглядеть убедительно только в составе изящного непретенциозного анекдота – каковым «Гитлер» отнюдь не является. Вот это последнее – попытка в шутливой манере поднять далеко не шуточный вопрос – как раз наибольший интерес и представляет.

Закрученная комедийно-детективная линия блекнет на фоне антиамериканского памфлета, коим пронизан фильм. Арамчек прогневил американцев тем, что задумал построить в Европе такую же мощную фабрику по производству кино, как и Голливуд. Этот колосс, заполняющий собой 90 процентов кинопроката во всех странах мира, вполне мог пошатнуться, будь планы Арамчека воплощены в жизнь. Так что, воспользовавшись бушевавшей на заднем плане Второй Мировой, американцы разбомбили едва отстроенную фабрику еврогрез – а Арамчек не дурак, подсуетился и заснял эту спецоперацию на пленку. В отместку он был тут же внесен в список живых мертвецов, забанен по всему миру, фильмы его были смыты, копии уничтожены, всякие упоминания о нем волшебным образом испарились со страниц всех газет, а сам он чудом спасся. Таким образом, антиамериканская памфлетность становится основным лейтмотивом фильма. Именно вокруг этого социально значимого протеста выстраивается сюжет – отнюдь не вокруг поисков забытого всем прогрессивным человечеством кинорежиссера. Даже чисто композиционно эпизод великосветской тусовки с беседой о тлетворном влиянии Голливуда оказывается центровым – и в этой беседе, помимо прочего, участвуют Жоэль Шапрон, Натали Бэй, Эдуард Баэр и другие. Тем символичнее выглядят в этом контексте финальные мини-интервью с Эмиром Кустурицей, Тео Ангелопусом и Вимом Вендерсом – а брошенные последним кадром объятия Марии де Медейруш со столетним Мануэлем ди Оливейрой окончательно расставляют все точки над «i» – Европа будет бороться. Во всяком случае пока жив Оливейра…

 


 

Производство: Франция, Бельгия, 2010, 85 мин.
Жанр: Драмы, Документальное
Режиссер: Фредерик Сойшер
В ролях: Мария ди Медейруш, Мишлин Прель, Ганс Мейер, Тео Ангелопулос, Эдуард Баэр, Натали Бэй, Мариза Беренсон, Доминик Беснеар, Тони Чеккинато

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>