Информационное агентство
Home » Синема » Измена; реж. К. Серебренников

Измена; реж. К. Серебренников

12 Ноя 2012

В неком абстрактном городе живут две несчастливые семейные пары. Серебренников с первых кадров настойчиво избегает конкретики – вот мужчина, вот женщина, вот их общее горе. Ни у мужчины, ни у женщины имен нет, имя есть у их горя – измена. Трудно сидеть сложа руки, когда знаешь, что тебе изменяют – но еще труднее сидеть сложа руки, когда видишь это.

Пересказать сюжет «Измены» можно в двух предложениях – в основе фильма простейшая история, какие случаются на каждом шагу. Дабы оттенить незамысловатость драматургии, Серебренников бросил все силы на создание сверхэффектного визуального ряда – и, пожалуй, преуспел в этом. Своим приездом в Венецию Серебренников всецело обязан двум людям – оператору Олегу Лукичеву и актрисе Франческе Петри, без них это кино не имело бы никакого смысла. Кроме чисто операторских удач, следует отметить уникальную фактуру фильма – все локации подобраны идеально, начиная от странной конструктивистской конструкции в парке, заканчивая выразительным надземным переходом над автомагистралью. Трудно себе представить и то, каким был бы фильм без Франчески Петри – немецкой актрисы, чье лицо с равным успехом может и отпугивать зрителя своей уродливостью и очаровывать его своей ангельской красотой.

Съемочная группа после показа фильма на Венецианском кинофестивале

Под определенным углом зрения «Измену» можно считать удачей Серебренникова – если считать, что это не полноценный фильм, а всего лишь упражнение в стиле. Если представить, что это ученический этюд, цель которого в том, чтобы продемонстрировать, что ученик овладел некими приемами. Серебренников действительно умеет работать с кинематографическим пространством, понимает его законы и знает, как добиться нужного эффекта средствами кино. Но он, к сожалению, чересчур увлекается игрой в стиль. Это приводит к тому, что зритель на протяжении всего фильма не может отделаться от ощущения, будто режиссер при создании картины дотошно следовал советам из книги «Съемки триллера для чайников». За операторскими изысками, странными монологами, жутковатыми пейзажами и давящим саундтреком не обнаруживается места самому важному – смыслу. Смысл «Измены» – произвести впечатление и показать, на что съемочная группа способна, – только это, увы, не оправдывает факт существования этой картины. Фильм не может предложить зрителю ничего кроме избитого постулата «Не прелюбодействуй», что вкупе с прямолинейным бесхитростным сюжетом заставляет задаться вопросом – зачем это излагать через столь насыщенный и столь радикальный видеоряд?

Режиссер Кирилл Серебренников и актриса Франциска Петри

В «Измене» обнажается авторский метод Серебренникова. Он апологет формы, о содержании он задумывается лишь во вторую очередь. Этот фильм бьет по органам чувств – по слуху, по зрению, по чувству, извините, прекрасного. Форма здесь – изощренный фантик с искусным узором, разглядывать его – одно удовольствие. Но когда разворачиваешь этот фантик, когда продираешься сквозь частокол эффектов, с разочарованием понимаешь, что внутри пусто. Здесь нет свежих мыслей и новых идей, сюжет банален, а под конец и вовсе неубедителен. Возможно, из «Измены» вышел бы отличный мейнстримовый детектив-триллер – но в нем столько претензий, столько вопиющей артхаусности и «атмосферности», что ожидать приличных кассовых сборов было бы, по меньшей мере, странно.


Автор: © Айнеж Вихарев

 

1 ноября на экраны выходит картина Кирилла Серебренникова «Измена»:

Двое случайных знакомых узнают о том, что их супруги являются любовниками. Это открытие заставляет их совершать поступки, на которые они не решились бы ранее. Ревность или страсть, месть или прощение – герои ищут основы для новой жизни, но сделать это нелегко – измена подчиняет все их поступки своей логике.

Кирилл Серебренников («Изображая жертву», «Юрьев день», новелла «Поцелуй креветки» из киноальманаха «Короткое замыкание») – победитель национальной телевизионной премии «ТЭФИ», призер Международного кинофестиваля в Риме и «Кинотавра», фестивалей в Карловых Варах и Локарно – является одним из признанных российских режиссёров. Каждую новую его работу с нетерпением ожидают ценители умного, цепляющего, небанального кино.

Фильм «Измена» – участник Венецианского кинофестиваля 2012 года. Эта картина не для любителей забористых спецэффектов голливудского конвейера, но для «гурманов», предпочитающих блестящую режиссуру и потрясающую игру актёров, для тех, кому нравится не просто смотреть, но погружаться в особую атмосферу фильма, пытаться понять подтекст, распознать глубинный смысл происходящего на экране.

О чём фильм?

Казалось бы, что нового можно найти в таком простом сюжете как измена? Над раскрытием этой темы успели поработать как мастера мирового кинематографа, так и производители всевозможного «мыла».

Кирилл решил сосредоточиться не на внешних коллизиях адюльтера, а, скорее, на внутренних переживаниях его участников и жертв. По словам самого режиссёра, жанр можно определить как «психологическая драма с элементами триллера».

Сюжетная линия интересна тем, что соединила в себе личный опыт Серебренникова и историю из реальной жизни: «…[История] на самом деле произошла в Америке, по-моему в 90-х, я когда-то прочел о ней в новостях. Двое людей, живших в небольшом городке, убили супругов, которые им изменяли и долго потом это скрывали. Когда мы встретились с моим соавтором, Натальей Назаровой, мы просто стали фантазировать – кем бы мог быть этот мужчина, какой бы была эта женщина».

Страшный мир Измены

Основная тема – это предательство близкого человека на почве разрушительной  страсти. Казалось бы, измена – что-то банальное, ежедневное, порой, анекдотическое. Сколько людей с ней сталкивались, сколько изменяют, скольким изменяют… «Универсальность» ситуации подчёркивается оригинальными режиссёрскими решениями. Например, у героев нет имён: Он (Деян Лилич) и Она (Франциска Петри), Первый муж (Андрей Щетинин), Первая жена (Альбина Джанабаева). Совершенно невозможно понять, где происходит действие фильма – городские пейзажи перемежаются с сельскими, есть маленькая русская квартирка, европейский коттедж, явно отечественная больница, маленькие тихие улочки и оживлённые автострады.

Кирилл хотел подчеркнуть, что подобная история могла произойти где и с кем угодно, а заодно сконцентрировать внимание зрителей не на внешних аспектах, а на внутренних переживаниях героев: «Есть только воздух измены, пространство измены, плоть измены. Все подчеркивает лишь одно – страстное желание главных героев не быть одинокими и их инстинктивную жажду любить».

У фильма нет банальной завязки, где любовники мучаются, скрываются, но правда всё-таки всплывает. О том, что произошла измена, главному герою уже на первых минутах рассказывает Она – врач, к которому он пришёл на рядовой осмотр:

Сердце?

– В порядке.

– А у меня в последнее время НЕ в порядке…

– Почему?

– Мне изменяет муж.

– Сочувствую.

– Он изменяет мне с вашей женой…

В один момент весь окружающий Его мир сжимается до границ этой конкретной ситуации – боль, страдание, непонимание вытесняют остальные ощущения. Привычная реальность начинает рушиться. Сначала Он не желает верить: жена ведёт себя как обычно, всё нормально… Но семя сомнения начинает прорастать в его душе, превращаясь, в конце концов, в неоспоримую, подтверждённую фактами, уверенность – вот, обманутые супруги вместе наблюдают за своими вторыми половинами, образовавшими новое «целое».

Ревность и страдание берут вверх – изменщики убиты на месте преступления. Может ли месть облегчить страдания? «Проблема» устранена, и вроде бы можно жить дальше. Но боль, одиночество и опустошение не спешат оставить овдовевших героев.

Проходят годы, Он и Она создают новые семьи… Жизнь, с присущей ей злой иронией, сталкивает их снова, в том самом месте, где когда-то произошла трагедия. Измена снова проникает в их мир, переворачивая жизни. Чем закончится эта сложная история?.. Появится ли надежда в этом страшном хитросплетении страданий, обмана и страсти? Зрителю предстоит разрешить этот вопрос самостоятельно.

Музыка

Особую роль для создания атмосферы играет звуковое оформление. Сам Кирилл Серебренников так дал объяснение своему необычному решению: «Этот фильм – первый случай в моей практике, когда материал картины отторгал любую музыку».

Когда уже почти окончательно смирились, что саундтреком станет тишина, неожиданной пришло решение: «И когда картина уже сложилась, я понял, что отсутствие музыки – это, конечно, сильный прием, такой радикализм – ни одной ноты, только шумы… И в тоже время важно не засушить материал, помочь зрителю эмоционально подключится. Поэтому я стал искать «музыку измены», мне нужно было понять, как может звучать это напряжение. И единственное, что я нашел – это «Остров мертвых» Рахманинова, такую вагнерианскую музыку, которая никак не может разрешиться».

Несмотря на то, что музыка появляется в самом конце, её отсутствие на протяжении основного действия нисколько не портит ощущения от фильма, а, скорее, даже заостряет внимание на важных моментах – визуальный ряд и звук находятся в оптимальном балансе.

Актёры

Режиссёр хотел, чтобы в этой ленте появились новые, свежие лица, не обросшие «коркой» амплуа и штампов. Решение оказалось нетривиальным – команда представляет собой смешанный состав малоизвестных русских и иностранных актёров.

«Прелесть иностранцев в том, что я о них ничего не знаю. Для нас – это свежие лица, это профессионалы высокого качества, которые могут заставить зрителя по-другому подключиться к этой истории».

Кого-то пригласил сам Серебренников, кто-то попал в фильм через обыкновенный кастинг.

В ролях:

Она – ФРАНЦИСКА ПЕТРИ («Посвящается Мириам», «Память», «Сердце – это темная чаща»): немецкая актриса, активно снимается в кино и на телевидении, часто отдавая предпочтение неожиданным проектам. Франциска о своей героине:

«Принято считать, что любовь – это всегда счастье. Но бывает темная, жадная, эгоистичная любовь, когда хочется только иметь, обладать другим человеком. Не дарить, а только получать. Тогда отношения превращаются в настоящую трагедиюЖелание любви руководит волей моей героини».

Он – ДЕЯН ЛИЛИЧ («Скопье в ремиксах», «Больно? Первая балканская Догма»): македонский актер, руководитель Драматическом театра Скопье. Среди его сценических работ – шекспировский Гамлет, Мистер Блондин в «Бешеных псах» по сценарию Тарантино, Александр Македонский в «Одиссее 2001» И.Поповски. Актер о своём герое:

«Любовь, измена, ревность – слова, которые им [современным людям] знакомы, но они совершенно не представляют, что это такое. Только когда привычный ритм жизни нарушен, появляется время осмыслить собственное существование. Тогда и открывается страшная реальность. Мой герой не был готов к тому, что с ним произошло… Но измена жены заставляет его совершать поступки, на которые он не решился бы ранее».

Жена – АЛЬБИНА ДЖАНАБАЕВА: российская певица (участница группы «ВИА Гра») и актриса. «Измена» – её дебют: режиссёр сам предложил Альбине попробовать себя в кино.

Первый муж – АНДРЕЙ ЩЕТИНИН: непрофессиональный актер. Дебютировал в картине «Отец и сын» А.Сокурова (приз FIPRESCI 56-го Международного кинофестиваля в Каннах). Лауреат «Фестиваля Фестивалей» за лучший дебют.

Второй муж – АРТУРС СКРАСТИНЬШ («Наследство Рудольфа», «Маленькие разбойники», «Защитники Риги»): латышский актер, состоит в труппе рижского театра «Дайлерс». Сценические роли: Сальери в «Амадее», Мольер в «Кабале святош», Лебедев в «Идиоте», Тригорин в «Чайке», Гамлет.

Следователь – ГУНА ЗАРИНЯ («Возвращение сержанта Лапиньш», «Охота», «Бросить походя»): латышская актриса, но училась в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Работает в Новом Рижском театре, часто гастролирующем в России со спектаклями Алвиса Херманиса.


Автор: © Анастасия Выговская

 

Для меня вопрос таких отношений – это вопрос слабости. Бесхарактерности и трусости. Ничем иным объяснить сожительство с другим человеком без чувств, в мучениях и тоске, я объяснить не могу. Крупными мазками, отметить операторскую работу Олега Лукичева в фильме надо непременно (и не факт, что как хорошую, но как заметную – точно), штрихами, но понятными и точными, Серебренников рисует нам картину живых людей, но уже мертвой семейной пары: вот Она его ждет, вот Он приходит ночью домой, пара брошенных фраз, чего не спишь, и постель на двоих, но отдельно друг от друга. И ясно, что далеки друг от друга, не ясно только зачем, для чего, почему и кому это нужно? Страдания в этой паре выпали на Её долю, именно Она ждет, и именно Она знает про Его измену. Знает, но молчит. Людям свойственен мазохизм, не замечали? Разрубить узел – больнее, но боль будет резкой и дальше – заживет, зарубцуется и будет другая жизнь. Нет. В этой жизни Она предпочла молча терпеть, дико страдать, тихо ненавидеть. Но и этого героине оказалось не достаточно. Она втягивает в это болото четвертого участника: открывает глаза на правду ничего не подозревающему мужу любовницы.

- Мой муж мне изменяет. С вашей женой.

Два предложения, а сколько в них боли, за ровно звучащими и на первый взгляд безликими фразами. Это можно понять, только если ты пережил нечто подобное. Ведь, как принято считать, у нас изменяют все, всем и часто со всеми. Значит ли это, что у каждого из нас есть опыт измены? Хотя бы на одной из сторон? Изменяющей или страдающей? Или принимающей измену, как должное? Или смиряющегося с ней, как с неизбежностью?

Вот первая часть сюжета фильма. События могли развиваться как угодно, но пара «рогатых» супругов жаждет мести. А пара наставляющая им рога – бездумно и бесстыдно, самозабвенно счастлива вместе. Путь к пропасти, к решению отомстить, к решению, которое станет кульминацией – центром фильма – вновь крупными мазками. Вот знающий об измене жены муж приходит домой. Вот он примеряет на нее роль любовницы. Не верит. Сомневается. Следит. Идет ва-банк. И сталкивается с откровенной ложью. Мучается. Желает знать. И видит всё своими глазами. Вторую семью, от явного краха, спасает присутствие сына, и, раздвоенность супруги: она заботливая жена, любящая мать, просто ТАМ у нее страсть. Но именно это, похоже, угнетает Его сильнее измены.

Надо сказать, и особо отметить, что бытовой сюжет перенесен Серебренниковым в футуристические пейзажи, условный город, напоминающий местами Европу (Прибалтика?), а местами совдепию (судебно-медицинские заведения). Жилища героев подчеркнуто аскетичны и не реально велики (большой и просторный дом, не маленькая квартира). А природа вторит переживаниям в лоб, довольно прямолинейно и примитивно: после убийства – ветер с грозой, после измены – замороженное и застывшее окно, прошедшие года – осень в лесу сменяется снегом и тд. Главное место действия – место измены, встреч, сначала любовников, затем «мстителей» – некая гостиница, с постмодернистским облупившимся фасадом, непременным бассейном, и номерами, которые убирает горничная в традиционном фартуке. Расшатавшиеся балконные перила здесь действительно могли бы выпасть, под тяжестью тел. Поэтому смерть любовников, упавших с 6 этажа, не кажется убийством. Лишь присутствие в этот момент их партнеров этажом выше – дает повод домыслить сюжетный поворот. Но лично для меня неявственность убийства очевидна.

Всю эту условно первую часть фильм довольно вяло привлекал внимание, и местами мог утомить и планами, и проходками, и неким зависанием кадров. Ты смотришь, понимаешь выбор такого визуального решения, но не спешишь принимать его. Но для меня моментом щелчка, и переходом в нетривиальный разряд «уже интересно» был поворот в сюжетной линии на 2 часть: следовательша, держа в руках признание супруга (уже вдовца) в убийстве, заглядываясь на красную рябину на своем столе, и явно вспоминая что-то из своего прошлого (измену ли? боль ли от нее?) – рвет бумагу и отпускает нашего героя… хоронить жену. Здесь можно было бы поставить точку, догадываясь о том, наказала ли жизнь и как «мстителей» за совершенное преступление, но сюжет продолжает течь дальше, совершая круг ставит наших героев в позицию своих бывших: случайно встретившись через лет 6-7, они не могут справится с притяжением, страстью и … становятся любовниками в той же гостинице, в том же номере. Метаморфозы, происходящие с героиней Франчески Петри – и сыграны и переданы восхитительно: от неуверенной в себе, некрасивой обманутой жены, она превращается в рыжую богиню, купающуюся в любви нового мужа, горящую страстью прошлого и словно похоронившей страдания невиданной силы. Жизнь поменяла героев ролями: они больше не жертвы, они причиняют боль и страдания своим половинкам, но если в словах (не поступках) Его и присутствует тень сомнения (она догадывается, ей плохо – он говорит о новой жене), то у Нее нет ни грамма сожаления (пусть плохо, ничего с ними не случится).

Не знаю, задумано ли было так, или игра актеров и сюжет сделали стержнем фильма рыжую героиню, но именно она, словно шагнув в пропасть в начале, как воронка утянула в нее все вокруг, и любовника, умирающего вдруг, и первого мужа, и нового. Финал фильма открыт. А такая простая мысль: изменять не хорошо, – здесь, несмотря на заголовок, не преподностся авторами как постулат. Скорее – фильм – это приглашение к разговору на эту тему. Ведь сколько людей, столько судеб. И не судите, да не судимы будете.


Автор: © Анастасия Вильчи


 

Производство: Россия, 2012
Жанр: триллер, драма
Продолжительность: 115 мин.
Режиссер: Кирилл Серебренников
Сценарий: Наталья Назарова, Кирилл Серебренников
Оператор: Олег Лукичев

В ролях: Франциска Петри, Деян Лилич, Альбина Джанабаева, Андрей Щетинин, Гуна Зариня

Премьера (мир): 30 августа 2012
Премьера (РФ): 1 ноября 2012


 

Метки: , , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>