Информационное агентство
Home » Арт.Xаос » JAPANCONGO: в Конго ты свободнее?

JAPANCONGO: в Конго ты свободнее?

13 Июл 2011

В Конго ты свободнее и можешь делать то, что ты хочешь?

Такой вопрос был задан на встрече с художниками и кураторами выставки JAPANCONGO в Центре современной культуры «Гараж». Из ответа Пафи Шинделе (молодого художника из Киншасы (Конго) можно было узнать, что «да», это так, в Конго не надо иметь галерей и выставочных залов, и часто выставки происходят на улице, в мастерских, а свобода художника все-таки  внутри него самого. Она должна жить внутри, это, прежде всего, внутренняя свобода.

JAPANCONGO это «взгляд на мир» художника Карстена Хеллера: на искусство Японии и Конго, что следует из названия. А коллекция представленная на выставке принадлежит итальянскому бизнесмену Жану Пигоцци. По замыслу  и плану выставки, разработанной Хеллером, картины японских и конгских художников расположены напротив:  при этом сходство и различие  двух культур должно стать очевидным. Симметрия и двоение реализованы и в структуре самого выставочного пространства. Зрители могут пройти по центральному коридору, и небольшим залам с каждой стороны, или наоборот исследовать обратную сторону выставки. Обратная сторона – необработанное дерево, как будто изнанка, и можно, как это сделала я, просто заглянуть и пройти мимо, но… если пройти вдоль завивающихся выстроенных коридоров, то вы попадете снова в выставочное пространство, скрытое и спрятанное внутри. В самой узкой точке центрального коридора характерные черты искусства Японии и Конго оказываются максимально близкими к друг другу, а зритель выступает связующим звеном.

Японские картины мне более близки и понятны, возможно, потому, что с творчеством художников из Конго я не была знакома раньше. А возможно, потому что есть уже определенные ожидания. И для меня двойственность, которую увидели создатели этой выставки – не явная. Не бросается в глаза. Конго – максимум цвета, яркость, кричащие тона и буйство сочетаний.  Некая кукольная манера, отголоски комиксов (и вот это как раз роднит художников, потому что комиксы, так или иначе, оказали влияние и на японских художников). В инсталляциях из пластиковых банок белого цвета и неких предметов выложены, будто скелеты и предметы раскопок. Или черный глобус, на котором поцелуи-сердечки с глазами вместо континентов. Или архитектурная часть выставки – здания по краскам походящие на наши казино, а по структуре скорее напоминают города из фантастических фильмов. Двойственность, на которую обратил внимание проводящий нам обзорную экскурсию г-н Иве (Ive Aupetitallot) присутствует в картинах и в другом ключе: так мальчик в военной форме на фоне кричащих ярких роз улыбается, сжимая автомат, а подпись под картиной гласит: я против войны, поэтому я с оружием в руках.

У Японцев краски более приглушенные, лица с картин на нас смотрят часто европеидного типа (например, девочка, с чуть раскосыми глазами, видимо имеет какое-то отношение и к Японии, и к Европе). Есть и кричащие картины, как одна, на которой в центре стилизованная под японский узор голова Микки-Мауса, соседствует с чередой совокупляющихся тел с драконьими головами. Есть черно-белые графити (чего практически нет у конговцев), и есть фото-коллажи мегаполиса, меня заставившие остановится. Выставка довольно большая: чтобы спокойно обойти ее, вам потребуется не меньше часа.

После выставки была возможность послушать художников и г-на Жана Пигоцци, которые пригласили журналистов на дискуссию (запись, если вы владеете английским, вы можете послушать на нашем сайте, как и часть рассказа г-на Иве).

Выставка пройдет с 8 июля по 14 августа

Для этой записи нет меток.
Раздел: Арт.Xаос
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>