Информационное агентство
Home » Синема » Коммивояжер / Forushande

Коммивояжер / Forushande

13 Фев 2017

Режиссер, сценарист, актер и продюсер Асгар Фархади – по-настоящему удивительный человек, который влияет не только на международный культурный процесс, но и на межнациональные отношения (например, его отказ от присутствия на вручении премии «Оскар» вызвало широкий общественный, в том числе и политический резонанс).

Будучи родом из провинции Ирана, Фархади постоянно затрагивает диалектические проблемы сосуществования и противостояния восточной и европейской морали, истинного и ложного патриотизма, социального устройства и др. В этой связи хочется отметить, что просмотр его фильмов без дубляжа кажется обязательным условием для более полного погружения в контекст героев.

Нашему вниманию в картине «Коммивояжер» представлена история иранской семьи, репетирующей в театре постановку пьесы Артура Миллера. По роковому стечению обстоятельств, супруга главного героя оказывается заложницей квартиры с дурной репутацией и подвергается насилию. Проведенное мужем расследование помогает восстановить хронологию событий и найти виновника, но не дает объяснения причинам и мотивам произошедшего, а также оставляет открытыми множество вопросов, касающихся воздаяния и мести, справедливости и милосердия, семейных ценностей и нравственного выбора. Немаловажным фактором становится и столкновение мужской и женской картин мира,  ставящее под сомнение верность окончательных компромиссов и свободу совести.

Название фильма и само обращение к произведению Артура Миллера поначалу несколько интригует. Образ коммивояжера – посредника между людьми, обеспечивающего успех коммуникации, а также прочно встроенного в торгово-рыночные отношения, позволяет проводить параллель с самой жизнью, в которой мы нередко выступаем проводниками-медиумами высшей воли, судьбы, случая. После просмотра фильм еще долгое время не отпускает из своего смыслового поля, вызывая множество ассоциаций и предполагая длительный процесс личного размышления.

Режиссерский почерк Фархади нередко сравнивают с почерком таких мэтров мирового кинематографа, как Альфред Хичкок или Микеланджело Антониони. Определенное влияние стилистики, действительно, можно проследить, однако, рекламный слоган о том, что зрителя ожидает «хичкоковский сюжет» видится мне малооправданным и даже вульгарным.

Также хочется обратить внимание на манеру съемки кинокартины и операторскую работу. Вибрирующе-прерывистое движение камеры напомнило мне отчасти технику фильмов Ларса фон Триера периода «Догмы-95». Свето-цветовая смазанность, «зернистость изображения» и ритм монтажных склеек приобщают зрителя к действию в качестве непосредственного свидетеля разыгрывающейся драмы. Оказавшись в кинотеатре на крайних местах одного из рядов, я поймала себя на ощущении легкого дискомфорта – словно увидела что-то запретное, не предназначенное мне – так порой неприглядные стороны жизни непреднамеренно выхватываются периферийным зрением, когда мы следуем по своим делам…

Отмечу, что фильм «Коммивояжер» едва ли способен привлечь большую аудиторию в России. Вернее было бы отнести его к так называемому авторскому кинематографу, предполагающему заинтересованный, пристрастный взгляд профессионала или киномана. Здесь нет привычных публике спецэффектов, выраженной динамики, мейнстримовых приемов или медийных лиц (хотя стоит отметить игру Таране Алидости, ещё в 17 лет получившей премию «Хрустальный Симург» и ставшей самой молодой её обладательницей в номинации «Лучшая актриса»). Режиссер констатирует противоречия нашего времени и приглашает к серьезному исследованию тех процессов, которые едва ли разрешимы на государственном уровне, но ответственность за которые несет каждый свободный индивид. И это жесткое по своей структуре размышление одновременно учит, воспитывает и… дает надежду.

_________________________________________________________________________________

Автор: © Алнна Евтухова

Производство: Иран, Франция, 2016
Продолжительность: 123 мин.
Режиссер: Асгар Фархади
В ролях: Таране Алидости, Шахаб Хоссейни, Бабак Карими и др.

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>