Информационное агентство
Home » Скена » Комната Изабеллы

Комната Изабеллы

06 Ноя 2009

Впервые в России покажет свой музыкальный спектакль «Комната Изабеллы» бельгийский режиссер Ян Лауерс – участник официальной программы Авиньонского фестиваля этого года. Его театр получил за это синтетическое шоу несколько международных театральных премий как в категории танец, так и в категории драма.

Наверное, я опережаю жизнь. Но мне показалось, что такое прочтение пьесы уже вчерашний день.

Сама пьеса, а точнее ее сюжет, – довольно любопытен, если поставить по нему…скажем, мелодраму, серий на «…дцать». Посудите сами: у нее было 76 любовников. Речь о главной героине, Изабелле, которой к моменту повествования 94 года и она слепа. Не смотря на странное детство на каком-то острове, на Маяке, где, кроме нее, не было ни одного ребенка, а в соседнюю деревушку надо было плыть, не смотря на то, что ее воспитывали приемные родители Анна и Артур, которые оказались ее настоящими родителями, о чем Изабелла узнает уже будучи взрослой, из письма Артура, которое можно прочитать лишь после его смерти. Не смотря на всё это (а возможно, психотерапевты, пусти их в этот «огород», сказали бы «благодаря этому»), Изабелла вырастает влюбленной в жизнь женщиной, идущей по этой жизни, не оглядываясь, прямо вперед, не жалея ни о чем: ни о смерти близких людей, ни о потерях, ни о поступках, возможно, осуждаемых общественной моралью. Собственно, основной лейтмотив действа: ложь – всеобщая, всю жизнь вокруг всех нас, и ложь спасительная – уход от реальности в мир иллюзий, как этот Принц Пустыни (этого персонажа Изабелла придумала себе в детстве, желая обрести настоящего отца), который всегда остается с главной героиней, что бы и как бы она ни сделала.

На сцене все 2 с лишним часа одна декорация – комната Изабеллы в Париже, и все действующие лица и исполнители: актеры не исчезают за кулисами, все здесь, постоянно и непрерывно. Комната представляет собой склад африканских «сокровищ»: от статуй (на создание которых женщин племени Джоко вдохновил мужской пенис) и засушенного пениса кита необъятных размеров до бронзовой вазы для излияний размером с сережку и статуи человека, который вводит в себя клизму (причем клизма как будто для кита сделана), а также множество различных масок и прочих археологических находок непонятной ценности. Все это великолепие расставлено на столах по сцене, есть даже камера, подвешенная на ремешках, к которой периодически подносятся мелкие африканские раритеты, а изображение проецируется на большом плазменном экране, стоящем рядом. Светлый фон вместо задника сцены служит переводом англо-французского текста: там идут русские субтитры.

Повествование ведётся от имени Изабеллы, она вспоминает свое прошлое, и ей на сцене помогают-подыгрывают духи родителей, а также (внимание!) ее правое и левое полушария мозга (кстати, очень симпатичные пластичные актрисы), ее эрогенная зона (мальчик в трико, юбке и с голым торсом, которого в моменты просыпающегося либидо Изабеллы сотрясают конвульсии, как будто он под электротоком), мужчина всей её жизни Александр, ее внук, мужчина в белом костюме и, конечно, Принц Пустыни. Приемные родители почему-то поощряли эти фантазии. Мачеха, которая просила называть себя только Анной, наводила тоску своей не проходящей печалью, от которой в итоге умерла, вроде бы, так и не узнав, что ребёнок, которого она бросила после родов в приюте, и спустя 4 года удочерённая Изабелла – это одна и та же девочка. И Артур, который пил много уже на Маяке, а после смерти Анны спился окончательно — не помогло ему и бегство с острова в Париж — тоже поощрял разговоры о Принце Пустыни, так как весь остаток жизни испытывал жуткое чувство вины и перед дочерью, и перед Анной. Он признается в своем прощальном письме, что тайна родителей Изабеллы проста и страшна одновременно: сюжет тоже для любителей мыльных опер: он настоящий отец, который не смог добиться взаимности любимой женщины, а потому… изнасиловал её, инкогнито, а потом предложил дружеское участие и помощь.

По сравнению с этим дальнейшая судьба Изабеллы уже не выглядит шокирующей: переезд в Париж, в квартиру, которую ей оставил Артур, полную африканских сувениров, окончание Сорбонны, мечты об Африке, знакомство с Александром. Вот тут, пожалуй, снова буйная фантазия автора разыгралась не на шутку: в книжном магазине некто Александр, отец пятерых детей, роняет револьвер, который случайно стреляет и пуля попадает в Изабеллу… Так начинается любовный роман, продолжающийся всю их жизнь. Причем, Изабелла настаивает на свободе, а Александр ревнует ее к другим мужчинам, оставаясь женатым еще много лет. В итоге Изабелла рожает дочь от какого-то негра-стриптизера, соблазнившись размерами его члена, затем начавшаяся война рушит планы на отъезд в Африку, Александр вступает в Сопротивление и чуть не гибнет во время атомной бомбардировки Хиросимы, находясь в это время в японском плену. Но (!) выживает, возвращается домой, доживает до старческих преклонных лет, правда, прогуливаясь по городу, он разбивает тростью лобовые стекла машин. Исключительно Митсубиси. Изабелла же, в свои 60 с лишним влюбляется в собственного внука, лишает его девственности, а тот, стремясь сбежать от пагубной страсти, уезжает в Африку, Мекку своей бабушки. Да, и еще слепнет, после выстрела Александра из того же злосчастного револьвера. Уф. Все заканчивается смертью внука на руках своей любимой Изабеллы в самолете, везущем их домой, от ран и разрыва сердца. А Изабелла продолжает жить, потому что, как говорится в самой первой запевальной песенке спектакля: «Что еще остается делать? Придется просто продолжать жить!» Песен и пластических этюдов (танцами назвать эти пируэты было бы слишком примитивно) в спектакле достаточно. Причем, музыка и исполнение довольно милы. Также интересно смотреть на актерские работы (не на оргазмические тряски, конечно, а на старение Александра, например).

Возвращаясь к началу, отмечу, что шоу, действительно, отдает «синтетикой»: и история-то – буйство фантазии, а не зажигает, порой повергает в недоумение; и хореография – чудесна (например, танец Хиросимы был очень ярок); и музыкальные темы интересны («Это оборотная сторона мрака. Нет больше рифм. Боль, боль, боль…»); и актерские работы (повеселил приятно «собачий концерт»), но… А вот за этим «но»: трудности ли восприятия в общем, или в частности, например – в одной из сцен мне казалось, что по замыслу режиссера здесь все зрители должны просто падать со смеху под стулья, во всяком случае, так призывно вглядывался в лица один из актеров – мол, ну…? Вы чего…? Но – зал безмолвствовал. Еще эти перемещения по сцене, хаотичные, но, конечно же, простроенные, или босые ноги действующих лиц (они почему-то стали раздражать)…

Что-то искусственно синтетическое было во всем этом. Что-то не легло к телу, душе ли, не согрело, не пригрело и не заставило ёжиться. Аплодисменты – актерам.

 


 

Продолжительность спектакля: 2 часа
Хореография: Жульен Фор, Людд Хагберг, Тижен Лаутон, Луиз Питерхофф
Костюмы: Лемм и Баркей (Lemm & Barkey)
Текст песен: Ян Лауерс, Аннеке Боннема
Музыка: Ханс Питер Дал, Маартен Сегерс
Режиссер – Ян Лауерс
Роли исполняют: Вивиан Де Мюнк, Аннеке Боннема, Бенуа Гоб, Ханс Питер Дал, Маартен Сегерс, Жульен Фор и др.

Премьера спектакля состоялась 9 июля 2004 года

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>