В пространстве Нового Манежа открылась выставка «Константин Коровин и его ученики», приуроченная к 160-летию со Дня Рождения русского живописца, театрального художника, педагога и писателя. В экспозиции представлено около 40 работ из собраний московской галереи «Веллум» и крупных частных коллекций, среди которых картины не только одного из родоначальников русского импрессионизма, но и его последователей: Георгия Лапшина, Фёдора Федоровского, Петра Вильямса, Алексея Исупова, Сергея Герасимова, Клавдии Лебедевой и Александра Шевченко. В первую очередь, организаторы хотели показать влияние Константина Алексеевича на художественный процесс своего времени через взаимодействие с профессиональным сообществом, а также с учащимися Московского училища живописи, ваяния и зодчества.
Константин Алексеевич был не просто педагогом, а в большей степени наставником, способным увлечь и вдохновить не только собственным примером, но и творческими беседами о мировом искусстве, его базовых и новых течениях. Важно отметить, что Коровин вошёл в историю и как реформатор театральной живописи. Пытаясь освободить сцену от консерватизма, он создаёт новый тип ярких и зрелищных декораций, эмоционально связанных с идеей и настроением музыкального спектакля.
Не случайно один из учеников Коровина – Фёдор Федоровский – больше известен именно как театральный художник. Его декорации зачастую масштабны, но при этом отличаются искуснейшей проработкой, отделкой мельчайших деталей. Удивительно, как художнику удаётся находить баланс между торжественностью и легкостью. Например, эскиз декорации для постановки оперы Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка» создаёт впечатление многопланового и реалистичного пространства палаты.
Ученики Константина Коровина старались искать собственные пути, которые порой вели довольно далеко от индивидуальности мастера – разнообразие сюжетов, стилей и манеры исполнения приятно удивляет и вызывает искренний интерес. И все же почти везде можно увидеть узнаваемые коровинские штрихи – лёгкость, яркость, элегантную эскизность.
Особое место отведено серии работ Александра Шевченко. Будучи художником-экспериментатором, он смело увлекся неопримитивизмом – этому западному течению даже посвящено несколько его писательских трудов. Шевченко нередко и вполне заслуженно называли настоящим бунтарём: темы поиска, борьбы и умиротворения нашли отражение во многих его картинах. На выставке можно увидеть его женские образы, выполненные в тускловатой цветовой гамме, вызывающей ностальгию и легкую грусть. «Девушка с кувшином», «Портрет девушки», «Женский портрет» – трогательны, нежны и неуловимо загадочны: направление их взгляда не всегда просто определить, а перехватить и вовсе невозможно. Женщины как будто чем-то озадачены, хотя и не сильно этим взволнованы.
Рассматривая полотна, испытываешь настоящее визуальное, эстетическое и интеллектуальное наслаждение! Подробные сопроводительные этикетки посвящают в интересные подробности окружения Коровина и обращают внимание на уникальность творческого пути каждого мастера, что помогает сориентироваться в контексте выставки даже тем, кто знает совсем немного о русском импрессионизме, представленной художественной манере или взятом культурном периоде.
_____________________________________________
Автор: © Алина Грешникова
Московский государственный выставочный зал Новый Манеж
Москва, Георгиевский пер., 3/3
вт-вс 12.00 – 21.00
Вход посетителей при предъявлении QR-кода.