Казалось бы, странно писать рецензию на спектакль, идущий на сцене уже два десятка лет. Тем не менее, и в этом отличие театра от всех других искусств, каждый показ состоявшегося, получившегося спектакля – событие в своем роде уникальное. Именно так проходят все спектакли Алексея Девотченко. 29 сентября на сцене небольшого московского театра «Кураж» состоялся Концерт Саши Черного для фортепьяно с артистом. Намеренно пишу без кавычек, так как хочу акцентировать внимание читателя и будущего зрителя на том, что это именно концерт. В отличие от большинства спектаклей Девотченко, где он – основной или единственный персонаж на сцене, в «Концерте» у него есть равноправный партнер, и это – фортепиано.
Инструмент задает спектаклю тональность, не только музыкальную, но и смысловую. Самодостаточная поэзия Саши Черного в исполнении мастера художественного чтения Алексея Девотченко при наложении ее на разноплановую музыкальную партитуру приобретает совершенно новое звучание. Кружево музыкального ряда спектакля соткано из работ композиторов разных стран и эпох, а также музыки самого исполнителя, который владеет фортепиано с мастерством, редким для драматического артиста. И это – не чтение стихов под музыку. Девотченко проживает на сцене каждую строчку вместе со зрителями, создавая единое музыкально-поэтическое пространство. Есть даже сцена, в которой соединены игра на пианино левой рукой, практически полноценный театр жеста, исполняемый правой рукой, и глубокое проникновение голоса актера в поэтическую ткань стихотворения.
Поэзии Саши Черного почти сто лет. Однако спектакль получился очень современным. Он о внутренней жизни человека, о том, что называется «личный опыт». Каждый может услышать там что-то про себя. А некоторые известные стихотворения в исполнении актера звучат совершенно по-новому, так что узнаешь их даже не сразу. Форму подачи поэзии артистом можно охарактеризовать двумя однокоренными словами: «находчиво» и «доходчиво». Алексей Девотченко находит совершенно неожиданные звуковые и ритмические особенности текста и так преподносит свое прочтение зрителю, что кажется, иначе и невозможно. А перевоплощение его на сцене таково, что видишь самого Александра Гликберга (настоящее имя Саши Черного), переживающего непростые дни своей страны закутанным в старый плед в нетопленной квартире. Он просто рассказывает заглянувшим на огонек зрителям одну историю, за ней другую о себе, о соседе, о случайном знакомом. А в конце выясняется, что все это был один рассказ – о времени и жизни во времени и одновременно вне его. И хочется продолжения. Поэтому по возвращению домой обязательно тянет перечитать стихи Саши Черного – те, что звучали на сцене и другие. А закрыв книгу, хочется вернуться к музыке. И ищешь диски Штрауса, Бетховена, Рахманинова…
Автор: Марианна Чекалова
Режиссер Григорий Козлов
Исполнитель Алексей Девотченко
Следующий Концерт состоится в театре «Кураж» (Земляной вал, 33, в здании ТЦ «Атриум») 26 октября.
Для этой записи нет меток.