Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » Лабиринты прошлого

Лабиринты прошлого

25 Янв 2019

Мысль о том, что настоящее плотно спаяно с прошлым, а будущее и вовсе напрямую от них зависит, не нова, но ведь и не каждое произведение призвано сообщать новые факты и удивлять. Едва ли и Асгар Фархади ставил перед собой цель вновь открыть нам на что-то глаза. Неторопливым и слегка отстраненным взглядом он снова и снова приглашает нас обратить внимание на множество деталей, не определяя главные и давая возможность каждому собрать собственную мозаику, прежде чем сообщить искомый ответ, способный… вывести из лабиринта? Едва ли. Но – обозначить выход и наметить оптимальную траекторию движения – наверняка.

Примечательно и оригинальное название фильма – «Все знают», которое, безусловно, более точно и емко отражает суть происходящего. Один за другим вываливаются из ладно слаженных шкафов и шкафчиков скелеты и скелетики большого семейства, живущего, на первый взгляд, полноценной, полнокровной, щедро одаренной солнцем жизнью.

Первая часть фильма удивительно атмосферна, по-испански колоритна и сочна. Причудливо, светло и свежо перемешиваются любови и влюбленности, потаенные нотки легкой грусти, жизнеутверждающий юмор, пастельная нежность и радушное тепло. В легком движении света и тени, в изящных жестах, недоговоренных фразах, легких платьях, скоростных трассах, старинных колокольнях и накрытых столах столько жанровой поэзии, вкуса, нюансов, задора и игры, что погружаешься во все явленное многообразие с жадной улыбкой, почти ощущая этот слегка суховатый знойный нагретый воздух непростой, но в целом удавшейся жизни – грех роптать и жаловаться на судьбу. Нет, перед нами отнюдь не идеально-изобильная приторная картинка всеобщего удовольствия и достатка: здесь тоже рушатся семьи, с трудом зарабатываются деньги, не складываются, как хотелось бы, судьбы, не осуществляются мечты и допускаются ошибки, но в конечном итоге все сглаживается и оказывается не настолько важным, чтобы привести к трагедии или закончится катастрофой…

Актерский тандем супругов  Пенелопы Крус и Хавьера Бардема поразительно тонко и изящно обходит все, казалось бы, острые углы и заставляет нас через множество оттенков и намеков ощутить и ностальгию, и ревность, и легкую обиду, и зависть, и непонимание двух любовников, вроде бы, расставшихся, но тоскливо тяготящихся этой разлукой при, опять же, казалось бы, сложившейся личной жизни обоих…

Тревога проявляется не сразу. В зафиксированных взглядах, в повышении тона, в небрежности фраз, формальности диалога, нарастающей суете. Вдруг вырубается свет… Буквально – дом обесточен. Впрочем, кажется, это не может помешать свадебному празднеству. И не помешает. Но в темноте, по другую сторону фасадной представительности, существует что-то еще: каждая светлая сторона скрывает темную. Преступление или его имитация, тщательная подготовка и организация, или внезапное шальное озарение, коварный умысел, или одержимо-незрелая фантазия загнанного в тупик сознания? Предсказуемость и при этом неоднозначность раскрывающихся сюжетных линий, которые множат подозрения и неуютно-настороженные иллюзии, медленно, но верно повышает градус повествования.  И вот уже просто хочется, чтобы все, наконец, закончилось без этих нарочитых пауз отдохновения – пробелов рассказчика, садняще играющего со зрительскими доводами и разного рода допущениями.

Удивительно, насколько режиссеру не изменяет чувство такта, стиля и ритма. Кажется, еще немного, и провал слишком близок. Подзатянул – упустил интригу, переослабил – потерял внимание, плюсанул – скатился в вульгарную пошлость истерического гротеска. Картинка представлена потрясающе корректно и при этом… человечно. Каждого можно осудить, и тут же если не простить, то отчасти понять. Абсолютно каждый способен на преступление и абсолютно каждый когда-то его совершал: маленькое ли, большое ли. Все повязаны нитями зла, распутанными и свалявшимися, обнаженными и сокрытыми, одиночными и размноженными…  Настоящей загадкой представлен человек: проявляющий благородство и жертвенность там, где не обязан; демонстрирующий подлость там, где так просто обойтись без неё; неспособный на сочувствие там, где оно так сложно игнорируется… Надо сказать, что, когда все уже позади и зритель приведен к рубежу, ловишь себя на чувстве некоторой неудовлетворенности: финальный аккорд, сдержанная развязка так долго, так пристрастно и дотошно готовились, что ждешь от них абсолютного крещендо, освобождения, катарсиса… Но это оказывается совсем не важным режиссеру, нам снова предоставляется додумать всё самостоятельно. Правда, теперь уже имея на руках все козыри и исходные данные. Ситуация ясна, но не разжевана, не преподнесена с пафосом на красивом эффектном блюде, в то время как каждый ингредиент, даже а результате не употребленный и признанный непригодным, был так любовно и тонко представлен.

Гармония, уже нарушенная и не столь цельная, снова прячет в своих складках хаос. Все тайное стало явным. И финальные объяснения и обвинения уже ни к чему…

_____________________________________________________________________________

Авторы: © Юлия Горностаева, Яна Фельвитская

Производство: Испания, Франция, Италия, 2018

Продолжительность: 132 мин.

Режиссер: Асгар Фархади

В ролях: Пенелопа Крус, Хавьер Бардем, Рикардо Дарин, Эдуард Фернандес и др.

Метки: ,
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>