Информационное агентство
Home » Синема » [34 ММКФ]: Тайна Пикассо /Le mystère Picasso/

[34 ММКФ]: Тайна Пикассо /Le mystère Picasso/

25 Июн 2012

В середине 20 века французский режиссер Анри-Жорж Клузо, на тот момент знакомый с Пабло Пикассо около тридцати лет, снял своеобразный документальный, чуть более часовой фильм о творчестве своего друга и одного из самых известных художников в мире. Фильм вызвал неоднозначную реакцию, но, тем не менее, получил специальный приз Каннского фестиваля в 1956 году.

На мой взгляд, «Тайна Пикассо» – это не совсем документальный фильм. Это, скорее, фильм, в котором главный герой – творческий процесс, или кисть, или стекло, или «движение». Это фильм, в котором происходит попытка последовательно раскрыть тайну манеры письма Пикассо. Художник создает, корректирует, меняет на стекле более десяти произведений. Вначале камера фиксирует последовательно каждую линию, потом под музыку ритмично добавляются уже по несколько деталей. И только минут на десять за весь фильм на экране появляется собственно сам 75-ти летний Пабло. То есть, в целом это больше похоже, если говорить современным языком, на видеоарт. В середине фильма есть моменты, когда творческое напряжение зашкаливает – режиссер объявляет Пикассо, что пленки осталось на две минуты – тут же появляются экспрессивные мазки, иногда ошибки, недовольство, корректировка, и все это в ускоренном темпе. Использование приема «добавления по несколько деталей сразу» играет важную роль. Очень понятными становятся композиционные акценты художника, или, например, как та или иная линия целиком меняет всё звучание картины.

Фильм снят в 1956 году – к тому моменту Пикассо уже написал лучшие, на мой взгляд, свои работы и успел несколько раз кардинально поменять стиль и манеру письма. Режиссер фильма своей задачей ставит наглядно показать гения Пикассо. В целом фильм вызывает неоднозначную реакцию: кто-то оказывается до глубины души поражен, восхищен и прочее, а кто-то остается в недоумении, потому что ожидал увидеть больше самого Пабло, услышать больше разговоров, а не смотреть на ритмично появляющиеся линии.

Что касается меня, то я, скорее, разочаровалась в манере письма художника в позднем периоде его творчества. Совершенно не впечатлили попытки создания шедевра, возможно, потому что мне, в целом, не нравится такой стиль, который можно назвать экспрессивным примитивизмом. Я искренне люблю у Пикассо его голубой период, розовый, и даже кубизм меня отчасти восхищает за новаторство. Здесь же мне, как наблюдателю, понравилась лишь пара набросков, вроде «Быков» или «Обнаженной».

Меня поразил другой момент, о котором я прежде почему-то не задумывалась. Пабло был не только современник Монмартра начала 20 века, он был еще и современник Битлз – Пикассо умер уже после того, как группа распалпась. Для меня же он в первую очередь современник Модильяни, Хемингуэйя, Фицджеральда, Гертруды Стайн и остальной веселой компании Парижа 10-20х годов.

Этот фильм рассчитан исключительно на работу мысли – мало диалогов, надо только следить за движением кисти – поэтому и приходят в голову всяческие размышления и о манере Пикассо, и о его жизни, и начинаешь переживать за каждое движение и за каждый штрих. Этот фильм не ставит вопросов и не ищет ответов, он приносит эстетическое наслаждение. И главная мысль фильма связана, пожалуй, даже не с Пикассо, а с тем, кто такой гений и как рождается шедевр.


Автор: © Анастасия Курляндцева

 

Производство: Франция, 1956
Жанр: документальный
Продолжительность: 78 мин.
Режиссер: Анри-Жорж Клузо
Оператор: Клод Ренуар
В ролях: Пабло Пикассо, Анри-Жорж Клузо, Клод Ренуар

 

Метки: , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>