Информационное агентство
Home » Синема » Лед и Тоня

Лед и Тоня

15 Фев 2018

Льды, любовь, побои и кровь.

Cравнение напрашивается само собой, раз уж два фильма о фигурном катании в прокате: «Тоня против всех» и «Лёд»:

По каким критериям сравнивать столь разное кино? Ну, давайте по-смотрибельности, что ли. Как вам такой?)

Если «Тоня», основанный на реальных событиях, специально сделанный под документальное, хоть и художественное кино,
где авторы используют интервью главных героев событий, в которых у каждого своя версия происходящего,

то «Лёд» никаким реализмом, кроме, собственно, элементов самого катания и настоящих коньков крупным планом, не отличается, это сказка,
со вставленными музыкально-танцевальными номерами, но не мюзикл все же.

Нашим сценаристам надо категорически запретить несколько вещей:
переписывать, например, один и тот же сюжет на новый лад (понимаю, это сложно),
а если конкретнее, то использовать в сценариях травму, как центральное событие, которое делит жизнь на до и после, сказочные выздоровления персонажей, если вы хотите реалистическое кино снимать, а если не хотите, да шут с вами, то что же у вас, что ни Принц, то слабак/мудак, что ни Иванушка-дурачок, то удалец/молодец? Сколько можно тащить в Москву то доярок из Хацапетовок, то балерин из Иркутска, или вот фигуристок,
почему обязательно упал и в инвалидное кресло сел, и сколько можно вот это вот «волшебно из кресла встал»? А тема эта сиротства, эксплуатируемая из истории в историю? А еще вот это: она с детства мечтала стать фигуристкой/балериной и завоевала-таки золото! … Никто из детей не мечтает завоевывать «золото», они просто лишены таких амбиций и не знают дети что такое это золото и спорт вообще, в свои 4-6 лет, когда их родители приводят куда-то там. Все детские, если выдержат, успехи – это желания исключительно родителей. А чаще просто нереализованные собственные мечты и амбиции. Куда запихнули, там и пашут. Про это, кстати, в американской версии про катание фигурное, хотя бы честно: мамаша за руку дочку Тоню привела на каток, на тренершу наорала, денег заплатила и потом возила на тренировки 10 лет, чтобы что-то вышло. Орала и била иногда. Ну и, что-то да вышло.

В общем, если можно выбрать плохой сценарий: незамысловатый, предсказуемый и банальный, скроенный на штампах, где даже стадион вдруг хором поет никому не известную песню, то авторам «Льда» это удалось сделать. Что фильм спасает? Неожиданный Саша Петров. Очень подошла ему эта роль, или он ее смог сделать такой себе подходящей – большой вопрос, но они нашли друг друга, Петров даже провальный и предсказуемый сюжет и совсем беспомощные сцены делает живыми, где-то за счет юмора, почти клоунады, где-то за счет хороших коротких реплик своего героя, простого, как лапоть парня, искреннего, прямого, и с кулаками. У нас таких героев любят, все сказки русские на таких Иванушках держатся, ну и тут фильм весь на нём.

И если про актерские работы, то очень яркая получилась тренерша у Марии Ароновой, а в небольшой роли заметней всех, может потому что незамысловат снова, из иркутского народа, так сказать, как и главный герой, сожителя тетки главной героини играющий Павел Майков.
Можно было бы похвалить еще что-то или кого-то: но даже замерзшая река Ангара, /или это все-таки был Байкал, который в часе езды от города?/ на льду которой тренируется маленькая девочка Надя с мамой, снята и смонтирована с падениями под лед странно, сам город снят, как будто там только некрасивые хрущевки стоят, да ларьки с бананами. Время действия в фильме тоже будто размыто: от костюмов ощущение, что это восьмидесятые, потом вдруг Москва-Сити, продакт-плейсмент от Bosco, мобильные новые вполне, сплошные не стыковки. Ну и путь у девушки Нади Лапшиной из Гадкого утенка в Снежные королевы получается тернистым в начале только, в фильме показали под песню про Солдата:

Я – солдат,
Я не спал пять лет
и у меня под глазами мешки
Я сам не видел,
но мне так сказали
Я – солдат
и у меня нет башки,
мне отбили её сапогами
Ё-ё-ё, комбат орёт,
разорванный рот у комбата
Потому что граната…
Белая вата,
красная вата не лечит солдата
(«Пятница»)
как в спорт-интернате будущие фигуристки ходят строем, маршируют на тренировки и едят кашу по утрам, падая в постель вместе с коньками. В Москве же, за минуту, тоже под песню, проносятся сплошные награды, медали, победы, клубы и танцы. Никакого тебе пота и крови. Лед и любовь. А если с принцем не вышло, то с хоккеистом.

В «Тоне» же, излишне документальной, крови и пота не просто с избытком, а с перебором. Но там девочка-деревенщина, и каким-то диким всегда макияжем (хотя, его можно списать на 80-е), отсутствием вкуса, из бедной семьи, в шубке из тушек убитых ей же кроликов, падает, расшибается и снова встает, добиваясь медалей и подгоняемая сначала придурковатой мамашей, а после уже привычкой, желанием и данностью: она кроме фигурного катания ничего в жизни не умеет и даже среднюю школу бросила. Тоне не повезло еще с первым же парнем: понравившейся ей первый встречный оказался домашним насильником, избивал ее и до замужества, и регулярно после, и просто так, и, как ему казалось, за дело. Все это выглядит так отвратно и мерзко, что канва с соревнованиями на льду куда-то проваливается, становясь не главной, да и центром сюжета сценаристы здесь сделали не победы на льду, а скандал, который реально случился в жизни: соперницу Тони кто-то (и это пытаются в фильме расследовать спустя лет 10, как бы в тех самых интервью) ударил прутом по колену, тем самым расчистив место в каком-то очередном финале для самой Тони. Она сама вину сначала отрицает, потом сдает своего бывшего мужа, то ли все еще мужа, тот в отместку сдает ее, почему-то выгораживая своего придурка друга, который кажется и нанял отморозков с железным прутом. И кого-то из них сажают, кому-то дают условный срок, а Тоню вышибают навсегда из ассоциации фигурного катания, что для нее равносильно смерти, и она воет об этом в суде, просит судью лучше упрятать ее за решетку, но не лишать льда, ведь она больше ничего не умеет в жизни. Судья непреклонен. Тоня идет на ринг в женский бокс, где теперь по челюсти ее лупит не муж, а партнерши. Вскользь в финале мы узнаем, что и бывший после тюрьмы еще раз женился и как-то существует, сменив фамилию, которая его навсегда опозорила, как лупящего по коленкам отморозка, и сама Тоня, даже детей родила, семью какую-то имеет, мужа и безо льда не умерла. На «Оскар» номинированы между тем актрисы Марго Робби (сыгравшая Тони) и ее экранная мамашка – актриса Эллисон Джени.

© Анастасия Вильчи

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>