Информационное агентство
Home » Скена » Лекарь поневоле

Лекарь поневоле

23 Янв 2017

Константин Райкин – всего лишь имя и фамилия, но как глубок и объёмен их контекст, не правда ли? Можно быть уверенным – если идете на спектакль этого режиссера, вечер не будет проведен впустую. Фантасмагорические экзерсисы, узнаваемые авторские приемы, подчеркнутая театральность постановок, в лучшем смысле этого слова, неизменно создадут возвышенную и теплую атмосферу.

Если вам не хватает эмоций, азарта и волшебства, то, определенно, стоит обратить внимание на спектакль «Лекарь поневоле», поставленный по тексту классической комедии Ж.-Б. Мольера – одного из самых любимых авторов Константина Райкина.

Сюжет довольно стандартный для комедии положений: некоего Сганареля принимают не за того, кем он является, но, благодаря своей сообразительности, он быстро осознает выгоду, которую может принести обретенный образ.

Несмотря на довольно внушительный список действующих лиц в комедии, весь спектакль блистательно выстроен на игре всего трех актеров. Это кажется удивительным и невероятным, но по мере развития действия всего за полтора часа эта иллюзия легко, точно и остроумно воплощается в реальность.

В спектакле принимают участие студенты творческой мастерской Константина Райкина: Илья Рогов (Сганарель, муж Мартины), Ульяна Лисицина (Мартина, жена Сганареля. Жаклина, кормилица у Жеронта, жена Луки, Люсинда, дочь Жеронта, Перрен, сын Тибо, крестьянин) и Даниил Пугаёв (Робер, сосед Сганареля, Лука, муж Жаклины. Жеронт, отец Люсинды, Леандр, возлюбленный Люсинды, Тибо, отец Перрена, крестьянин). Нельзя не восхититься, как быстро и четко актеры переодеваются и перевоплощаются в нужные им роли, как лаконично и виртуозно входят в новый образ за мгновения – какие-то 10 секунд, и перед нами уже совершенно иной человек! Особенно ярко это проявляется ближе к финалу – в сцене всеобщей суматохи  участвуют практически все герои комедии! Завораживает не только  быстрое переодевание, а само воплощение удивительно острохарактерных персонажей, у каждого из которых собственный язык, пластика, голос, говор, повадки и т.д.

В спектакле можно встретить множество нюансов, определяющих стиль «Сатирикона»: во-первых, голосовое послание зрителям о необходимости  выключить мобильные телефоны (соединение трагических и комических нот); во-вторых, яркие дизайнерские костюмы героев, в-третьих, оригинально-метафорическое использование реквизита – вещи приобретают несвойственный им характер и назначение (к примеру, «лекарь» обследует больную топором, пилой, бутылкой вина и др.). Минимализм в отношении к реквизиту и при этом его функциональность и богатая вариативность использования в постановках К.Райкина обращает на себя внимание постоянно!

К другими узнаваемым и не менее растиражированным приемами можно отнести «кривое зеркало» с передразниванием героями друг друга и шаржевыми репликами, пародирующими партнера;  отлаженное использование микрофонов, которое гармонично сочетается с происходящим и не режет ухо, а наоборот, придает некую таинственность действиям… Очень часто подобные «заигрыши» губят спектакль, но только не у Райкина! Кроме этого, важно обратить внимание на «фирменное» музыкальное сопровождение – инфернально-глубокий синтез абстрактного, космического и непонятного. По этим мелодиям можно создавать отдельные спектакли, настолько глубоко они позволяют зрителю дофантазировать собственную «киноленту видения».

Говоря про режиссерское решение, хочется отметить и то, как в зачине Райкин решил ввести зрителя в ход событий –  в самом начале вышли три актера в черной форме и буквально подхватили телом мелодию, ставшую своего рода прологом к спектаклю. Подобным образом «Лекарь поневоле» и завершился, что добавило игровых «ноток» партитуре всей постановки и целостности восприятия, выразившейся в  кольцевой композиции.

От себя еще добавлю, что в финале нам раскрывают карты и обнажают внутреннюю «техническую кухню» спектакля, в открытую демонстрируя отлаженную работу помощников со сменой костюмов на глазах зрителя. Лично мне это показалось лишним, упрощающим всю загадочность действия. Но, может быть, на сцене и впрямь ничего не должно быть тайного и скрытого от зрителя?

________________________________________________________________________________

Автор: © Наталия Катанская

С самого начала, еще до того, как начнется сам спектакль, зрителя вводят в состояние ожидания чего-то удивительного и необычного. Кстати, постановка активно рекламируется, как уникальное и самобытное театральной жизни столицы по причине того, что все роли исполняют всего три актера, удивительно быстрым образом перевоплощаясь в разных персонажей, хотя порой дело идет на секунды… И сложность тут состоит не только в быстрой смене костюмов (у актеров менялось не только платье, но и обувь, прическа), а еще в психологической настройке актера. Менять персонажа каждые 10 секунд дело нешуточное –  ведь так просто запутаться в характере персонажа, не то, что в костюме (с которым, впрочем, актеру помогают ассистенты).

Хочется отметить, что все актеры вышли из мастерской Райкина, и «Лекаря поневоле» вполне можно рассматривать как пример его работы и профессионального роста  студентов – здесь четко прослеживается язык «Сатирикона», узнается рука его руководителя.

Спектакль начинается с того, что наши актеры – это оркестр; отзвуки того, свидетелями чего мы становимся дальше. «Картинка» постепенно оживает и принимает вид реальной жизни, вызывая ощущения, что мы современники Мольера. Хочется отметить бережное отношение к литературному тексту, но при этом, три века спустя, постановка не кажется скучной и хорошо понятна современному зрителю. В основе типажей и ситуаций классика высокой комедии лежат узнаваемые шаблоны дель арте, однако, их схематизм настолько смягчен виртуозной механикой игры, четким ритмом и безукоризненными актерскими «па», что мы забываем о стереотипах.  Если присмотреться, перед нами типичные представители искусной уличной комедии итальянского возрождения: Пульчинелла и Коломбина (эталонен даже костюм), Тарталья и, конечно, псевдоученый старик-шарлатан Доктор. Как дань жанру, легко считывается сценический гротеск, аффективность реакций, яркое игровое начало.

Очень важным элементом спектакля становится музыкальное сопровождение, которое органично и изысканно дополняет действие. Как говорится, лучшая музыка – та, которую не слышно…

Подводя итог, замечу, что лично меня репризы некоторых приемов слегка разочаровывали. Нужно ли было повторять прием с «подмены руки» несколько раз? Когда героиня протягивала из-за кулис свою руку, а затем её подменял другой человек. Нам по-прежнему казалось, что героиня находится все там же, а в это время она появлялась из-за другой кулисы. Первый раз это было неожиданно, удивительно и очень эффектно, а позднее уже не обращало на себя внимания и ослабляло общую интригу…

Но все же главное, наверное, в том, что перед нами не просто комедия, а высмеивание наших человеческих ошибок. Спектакль еще раз обращает внимание на современные проблемы и в том числе на медицину… Что-то сильно изменилось со времен Мольера? Я думаю, нет. Если бы это не было также актуально, спектакли не собирали бы полные залы…

 

________________________________________________________________________________

Автор: © Алина Евтухова

 

«Лекарь поневоле» – это «комедия втроем», как определяет жанр сам театр «Сатирикон», молодые актеры которого разыгрывают все роли спектакля. Надо сказать, этот прием вполне оправдан, ведь саму историю можно назвать абсурдом – все построено на обмане и каждый обманщик.

Мартина, жена дровосека Сганареля, ругает своего мужа за то, что он всё пропил. Тот в ответ колотит свою жену. Мартина желает отомстить взбалмошному супругу, и тут на счастье появляется человек, который ищет кого-нибудь, кто излечит Люсинду, дочь его господина Жеронта, от немоты. Женщине приходит идея: сказать, что Сганарель – гениальный лекарь, который может излечить любую болезнь, но только он «с придурью» – его надо поколотить, чтобы тот признал себя целителем. Однако, затея о том, чтобы кто-то отвесил её незадачливому мужу тумаков, приобретает неожиданный оборот: Сганарель узнаёт, что ему за излечение больной хорошенько заплатят, поэтому берётся за работу, сыпля несуразицами, но имеет успех и попутно помогает «больной» воссоединится с любимым.

Трое человек за полтора часа представляют нам 11 персонажей.
Безусловно, это обращает на себя внимание, особенно учитывая, насколько точно и быстро они меняют образы, как внешне (костюм), так и внутренне (психология, характер, манеры, пластика). Даже когда актёры находились за кулисами, они успевали говорить разными голосами, а зритель при этом легко угадывал героя. Конечно, в помощь нам и определенная карикатурность образов – все же пьеса Мольера наложена на каноны комедии дель арте. Порой актеры могут себе позволить где-то несколько наиграть, но это воспринимается абсолютно органично и кажется оправданным.

Только Илья Рогов, который играет Сганареля, исполняет одну роль. Но его перевоплощения происходит внутри роли – столько разных характеров он даёт! То он простак, который рубит хворост в лесу, то строит из себя гениального лекаря… Его персонаж говорит, что готов быть кем угодно, если это ему поможет остаться целым и заработать!

Молодые артисты выглядят на сцене, как будто играют на ней всю жизнь. Очень уверенно и по-настоящему.

«Лекарь поневоле» – произведение, вроде бы, несерьёзное, лёгкое, вызывающее смех, но при этом все же заставляет задуматься.
Постановка Константина Райкина идёт всего семьдесят минут – достаточно, чтобы зритель успел и рассмеяться, и отдохнуть от своих ежедневных забот, и поразмышлял об абсурде и лжи, о лицемерии и продажности, об извечном конфликте того, что есть, с тем, что кажется, чем хочет быть и чем может оказаться…

_______________________________________________________________________________

Автор: © Юлия Зорина

 

Жанр: Комедия втроём
Автор: Жан-Батист Мольер
Постановка: Константин Райкин
Актеры: Константин Новичков/Илья Рогов, Елена Голякова/Розалия Каюмова/Ульяна Лисицина, Ярослав Медведев/Даниил Пугаев
Сценография: Борис Валуев
Костюмы: Мария Данилова
Продолжительность: 1 ч 10 мин.
Костюмы: Мария Данилова
Продолжительность: 1 ч 10 мин.

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анна Барынина

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>