Первый вопрос, который приходит в голове при виде названия – что, сиквел? Нет, не сиквел. Не сиквел потому хотя бы, что «Залечь на дно в Брюгге» в оригинале называется «In Bruges», «Залечь на дно в Дублине» – «The Guard». Что тогда? Может, режиссер тот же? Смотрим – верно, и там, и там режиссер МакДонах. Но, приглядевшись, заметим, что в случае с Брюгге это Мартин МакДонах, а в случае с Дублином – Джон Майкл МакДонах. Так почему же такое название? Переводчики обознались?
Ответ прост – Брендан Глисон. Если у Мартина МакДонаха он все-таки на вторых ролях, там его затемняет Колин Фаррелл, то «The Guard» – его настоящий бенефис. Брендан Глисон – пожалуй, величайший ирландский актер – наконец-то сыграл роль, для которой он был рожден. Брендан Глисон весь фильм пьет виски, собачится со всеми подряд и чешет мошонку. И делает он это так виртуозно, что понимаешь – человека, который чесал бы мошонку лучше, не существует. Глисон вложил в эту роль себя – целиком и без остатка, он весь на экране, вот это он – улыбается, шутит, скорбит, размышляет. Не суть, что в картине есть еще Марк Стронг и Лиам Каннингэм – их не видно за Глисоном, их и не должно быть видно.
А вообще-то оба «Залечь на дно» похожи не только наличием Глисона. Оба фильма – черные криминальные комедии с долей абсурда и безграничного стеба. Если в первом объектом насмешки выступают бельгийцы, второй не щадит ирландцев. Джон МакДонах глумится над ирландским акцентом, насмешка доходит до того, что режиссер некорректно сравнивает ирландцев с лошадьми. В фильме активно присутствует зеленый цвет, а Глисон даже в какой-то момент появляется на экране в трусах, на которых вышит клевер.
Стеб простирается не только на ирландцев. Например, мать персонажа Глисона читает в доме для престарелых «Обломова», что становится темой для короткого забавного диалога между ей и ее сыном. Не остались в стороне и афроамериканцы. Негр, напарник Глисона все время пытается сделать что-то полезное, но все время терпит неудачи, а еще внимание акцентируется на том, что он часто пьет черный кофе.
Однако весь юмор в «Залечь на дно в Дублине» во многом вымученный. Бросается в глаза, что создатели пытаются выдумать, как бы еще посмешнее все развернуть, как бы еще извратиться. Тем не менее, две сцены у них удались однозначно – начало и конец придуманы воистину здорово. Красный автомобиль с обкуренными тинейджерами проносится мимо Глисона – и какой неожиданный поворот! А перестрелка! А как потом Глисон прыгает на борт горящего корабля! И отдельное спасибо за мальчика с собакой. Не припомню другого такого случая, чтобы так удачно глумились над святая святых кинематографа – детьми и животными…
Производство: Ирландия, Великобритания, 2011
Жанр: триллер, комедия
Режиссер: Джон Майкл МакДонах
Сценарий: Джон Майкл МакДонах
Оператор: Ларри Смит
В ролях: Брендан Глисон, Лиам Каннингэм, Марк Стронг, Дон Чидл
Премьера (мир): 20 января 2011