Информационное агентство
Home » Синема » В субботу /Innocent saturday/ [Берлинале LXI]

В субботу /Innocent saturday/ [Берлинале LXI]

20 Фев 2011

В апреле 1986 года произошла одна из самых страшных техногенных катастроф нашего времени. Взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции. Масштаб случившегося осознали не сразу – если бы эвакуация людей началась в первые часы после аварии, тысячи людей были бы спасены от радиации. Но политика замалчивания ошибок советского руководства привела к непоправимым последствиям – заражены оказались люди.

К двадцать пятой годовщине трагедии Александр Миндадзе снял фильм «В субботу», повествующий о жизни города в первые сутки после взрыва. Что любопытно, жанр «катастрофа» с трудом применим к этой ленте. Русскому кинематографу не свойственна эпичность, так что первые полчаса напряженного триллера в какой-то момент трансформируются в камерную драму. Трагедия народа у Миндадзе оборачивается трагедией одного человека – но какого масштаба это трагедия! Валерий Кабыш (Антон Шагин) узнает, что произошедший взрыв – не рядовая поломка, он понимает, что над всеми вокруг висит колоссальная опасность. Наряду с собой он решает спасти и девушку в которую влюблен, но по ее вине они опаздывают на поезд. Дальше Валера проходит через ряд унижений, превращаясь в конце концов из спасателя в спасаемого.

Подробная схема девальвации ценностей – вот что более всего удивляет в этом фильме. Механизм рождения русского «авось» отражен здесь с максимальной тщательностью. Во время разговора со смертником – мужиком, заглянувшим в жерло развороченного реактора – инстинкт самосохранения включается у Валерия внезапно и неудержимо. Это, кстати, одна из самых страшных сцен в фильме – сумасшествие обреченности живого трупа вызывает оторопь не только у зрителя, но и у персонажа Шагина. Он бросается прочь, оставляя мужика умирать в двух шагах от вулкана.

Но эта жажда жизни, лихорадочная борьба за существование сильна только до первых препятствий. Сломанный каблук и упущенный поезд наносят сильный удар по его воле к жизни. Затем при виде всеобщего равнодушия Кабыш еще сильнее начинает сомневаться в необходимости дергаться. Но какой может быть «авось» без бутылки? – окончательное «мне все равно» кристаллизуется в нем с первыми глотками красного. И потом уже даже охваченная пламенем АЭС не в силах заставить Кабыша пошевелиться. Шестеренки запущены, Валере уже все равно. Авось, выживем, авось, не помрем…

Сама катастрофа в какой-то момент отступает на второй план, выживание под лермонтовский «говор пьяных мужичков» превращается в сюрреалистический «говор пьяных мужичков» на фоне апокалипсиса. Из-за угла выскакивает всепожирающий быт, туфли-лодочки, лабание рубля, украденный гонорар, драки, выяснения отношений. Совершенно чеховская ситуация – вишневый сад продают, и чтобы спасти его нужно сделать это и это, но никто ничего не делает, ибо мы русские. Западный человек не поймет, он на себя привык рассчитывать, а не на случай. Как в анекдоте: «Авось – это такой бог, который русским всегда поможет».

А авария… авария – это не у нас, это где-то далеко, совсем далеко. Опять же по Чехову: что у нас, что не у нас – принципиально ничего не меняется. Есть русская пословица – пока гром не грянет, мужик не перекреститься. Но не перекреститься он и после…

 


 

Производство: Россия, Германия, Украина, Беларусь, 2011
Жанр: драма
Режиссер: Александр Миндадзе
Сценарий: Александр Миндадзе
Оператор: Олег Муту
Продюсеры: Олег Кохан, Александр Роднянский, Сергей Мелькумов
В ролях: Антон Шагин, Светлана Смирнова-Манцинкевич, Станислав Рядинский, Вячеслав Петкун

Премьера (мир): 14 февраля 2011
Премьера (РФ): 24 марта 2011, «Централ Партнершип»

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>