Информационное агентство
Home » Синема » Пина: Танец страсти в 3D /Pina/ [ММКФ 33,Берлинале LXI]

Пина: Танец страсти в 3D /Pina/ [ММКФ 33,Берлинале LXI]

27 Июн 2011

«Пина» – безо всяких сомнений фильм-событие. Громкая премьера 61-ого Берлинского кинофестиваля. И имя режиссера в данном случае не играет особой роли. Технология, трендовое третье измерение подавляет собой личность, человека, кто это придумал и создал. А ведь само 3-Д уже не в новинку, в случае с «Пиной» гораздо интереснее концепт, задумка. Трехмерный арт-хаус, первый арт-хаусный фильм в 3-Д – как звучит, как интригует!.. Особая изюминка в том, что «Пина» – фильм наполовину документальный. Доккино в формате 3-Д – что может быть абсурдней? И как это можно пропустить?

Вим Вендерс водил с танцовщицей и хореографом Пиной Бауш дружбу. Давно лелеял мечту сделать о ней фильм. Но когда все уже было готово к съемкам, когда нашелся человек, готовый снабдить режиссера астрономической суммой денег – тогда на 69 году жизни Пина внезапно скончалась.

Первое время Вим Вендерс не верил, что проект имеет смысл без героини. Но, решив, что имя Пины должно прозвучать на весь мир, он вдруг переписал весь сценарий набело. Мюзикл остался мюзиклом, он не превратился ни в эпитафию, ни в документальный фильм о замечательном человеке. Несмотря на надрыв, фильм не вызывает слез, он не пропитан скорбью. Страсть, пусть даже и прерванная, никогда не обернется пустотой и унынием.

Тем «Пина» и подкупает – это и впрямь мощный и страстный фильм. Вендерс сумел воссоздать дух хореографа и ее спектаклей. Перенесенные на экран эпизоды из ее постановок могут, конечно, производить впечатление костылей и подпорок, но разве это не важно – запечатлеть на пленке не только Бауш, но и ее творчество? Больше того – Вендерс, кажется, намеренно отказался от какой бы то ни было самодеятельности. Когда Пина была жива, он планировал делать фильм не только о ней, но и с ней – она должна была стать одной из создателей ленты. Завершать работу режиссер должен был также на правах соавтора.

Поначалу идея переносить на экран эпизоды театральных постановок выглядит бессмысленной. Никакое 3-Д не дарует зрителю тот эффект присутствия, который возникает в настоящем театре при виде настоящих актеров. Но со временем приходит понимание. Дело даже не в том, что в театре ты не можешь сделать зум или изменить угол зрения. Главное – не сами отрывки, главное – их последовательность. Собранные воедино кусочки демонстрируют нам мировоззрение Пины. Каждый эпизод – очередное звено в собирательном образе женщины. Той Женщины, какая была для Бауш идеалом. Той Женщины, которой она, пожалуй, сумела в итоге стать.

Воссозданный эпизод из спектакля «Семь смертных грехов» – в самом начале фильма девушки танцуют босиком на песке и играют с красной тряпкой – он говорит о том, что Женщина может дарить любовь (красная тряпка), но делать выбор – прерогатива Мужчины. Следующий за ним танец в парке – вернее, не столько танец, сколько серия падений – показывает, что Женщинам может оступаться, но обязанность Мужчины – подхватывать. Эпизод в побеленом зале, где партнерша одета в желтое платье, демонстрирует, что Женщине следует быть послушной, ей не к лицу противоречить Мужчине. Сцена, в которой партнер спрятан за спиной партнерши, сообщает, что Женщина – визитная карточка Мужчины. Красота внешняя, ухоженность, чистота (в отношении и себя, и партнера) – это Она, надежность, спокойствие, тяжелая, но невидимая постороннему глазу работа – это Его рук дело.

Эту нехитрую, но проверенную веками философию, отражение которой Вендерс увидел в творчестве Пины Бауш, режиссер и реализовал на экране. Я настаиваю на том, что 3-Д здесь не более, чем приманка для зрителя, что смотреть и чувствовать можно и в обычном формате. Разумеется, эпизоды, позаимствованные из спектакля «Полная луна», доставляют в объемном качестве особое наслаждение (актеры играют с водой, и миллионы алмазных брызг сыпятся с экрана), но это следует считать не более, чем бонусом. Бонусом, тем не менее, весьма важным – с этого дня 3-Д перестало быть синонимом мейнстрима. Разве кто-нибудь ожидал, что революцию совершит автор «Париж, Техас» и «Неба над Берлином»? Шестеренки завертелись. От кого ждать новых объемных шедевров? Может, от Алехандро Аменабара? Или от Питера Гринуэйя?


Автор: © Айнеж Вихарев

 

На экране появляется сцена театра. На ней, как это бывает обычно, постепенно появляются и артисты, а затем головы зрителей, сидящих в зале. Начинает казаться, что это большая трансляция балета да еще в формате 3 D. Но потом приходит понимание, что это не кино и даже не запись балетного спектакля. Вы как будто пришли в театр. И головы зрителей, которые торчат внизу на экране – это те же люди, которые с вами пришли … нет, не в кино. На балет. Однако же и это – иллюзия! Потому что возникает еще одна фигура. И женщина эта проходит, кажется, сквозь все, что происходит на сцене, сквозь реальных зрителей, которые думали, что им покажут просто кино. Как привидение. Как видение, которого были все эти счастливые люди – на экране – живыми свидетелями. Волшебная фея. И то, что она говорит их устами и их телами – самое прекрасное, что может увидеть в жизни человек. Пина…

Поначалу может казаться, что это просто запись балетного спектакля, на которую кто-то не поскупился выделить денег, а кто-то не поленился перевести в формат объемного изображения. По причине того, что фильм этот не занесли в программу конкурса документального кино, не можешь толком – до самого конца! – понять, художественный этот фильм или документальный. Ломаешь голову, может, это чья-то фантазия: танцы, речи артистов и эта необыкновенная женщина Пина – о которой все говорят…

Это документальное кино. Настоящие люди. Невероятно!
К сожалению, не могу судить, насколько это кино может быть интересно людям, не имеющих никакого отношения к искусства танца. Но могу с уверенностью сказать, что все, что происходит на экране – мечта любого артиста балета, даже самого маленького. И фильм сложно смотреть, потому что это почти два часа не прекращающейся музыки и танцев. Танцев непростых, но понятных. Стиль этот называется модерн или джаз-модерн. Родоначальницей этого стиля и была Пина, волшебная Пина.

Кстати, привлечь тех, кто не понимает слов Пины и ее учеников, их танцев, может объяснение, что это кино о величайшем хореографе и ее легендарной труппе артистов. Впрочем, думается мне, неискушенному в танцах зрителю будет  все равно местами смешно, а местами пронзительно больно, понятно, легко и близко.

В этом фильме не нужно думать и стараться понять. На примере того, как одному из своих артистов, которому когда он что-то не понимал в танце, Пина говорила: «Танцуй просто ради любви». Смотреть это кино нужно ради любви и с любовью. Которую вызовет это кино впрочем без постороннего вмешательства. Этот фильм нужно смотреть не глазами, а сердцем.

Возможно, это очень пространно сказано. Но если честно, более конкретные слова после испытанного, увиденного,  сложно найти. Возможно, эта рекомендация заинтригует и все-таки подтолкнет кого-то посмотреть эту неоконченную ввиду нескончаемой продолжительности историю любви и танцев.


Автор: © Евгения Белоусова

 

Производство: Германия, Франция, Великобритания, 2011
Жанр: мюзикл
Продолжительность: 106 мин.
Режиссер: Вим Вендерс
Сценарий: Вим Вендерс
Продюсеры: Хейнер Бастиан, Стефан Рюлль
Оператор: Хелен Лувар
Композитор: Том
В ролях: Пина Бауш, Андрей Березин, Бенедикт Биллет, Регина Адвенто, Хорхе Пуэрто, Рут Амаранто

Премьера (мир): 13 февраля 2011

Премьера (РФ): 28 июля 2011, «Премиум фильм»

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>