Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » «Машина Чудакова» Театра «Комедиантъ».

«Машина Чудакова» Театра «Комедиантъ».

05 Фев 2013

Спектакль «Машина Чудакова» Театра «Комедиантъ» на сцене музея им. В.Маяковского

Псевдо футуризм и нестандартные подходы в музейном пространстве.

Театр «Комедиантъ» появился в 1999 году и, не имея собственной площадки, начал ставить спектакли в музеях. Про что должен быть спектакль, чтобы его разрешили показывать в музее? Логично предположить, что он должен быть про того, кому этот музей посвящен.Так, в 2001 году был поставлен первый спектакль о жизни и творчестве Маяковского «Он – сам» на территории музея имени поэта.

Через годы и новые спектакли, посвященные Владимиру Высоцкому («Мой Гамлет»), Марине Цветаевой («Морская Тропа») и Сергею Есенину («О поэте говорят его стихи»), в 2009 году состоялась премьера нового спектакля посвященного Маяковскому – на этот раз по мотивам его пьесы «Баня» – «Машина Чудакова».

Придираться к сценографии и костюмам, да и вообще слишком придираться к чему бы то ни было, когда труппа держится, по всей видимости, на чистом энтузиазме, возможно, и лишнее, но я бы не хотела, чтобы читатель этого обзора обманулся и купил билет на этот спектакль. Хотя, если вы способны выдержать закатывание глаз, придыхание, заигрывание с публикой в плохом смысле, нелепые взгляды, интонации, движения и жесты в течении 70-ти минут, то да, сходите – получится тренинг на тренировку фантазии и терпения.

Две очень симпатичные, с горящими глазами женщины: основатель и художественный руководитель театра, Алена Чубарова и главный режиссер театра, Ирина Егорова, возможно, надеются на магию актерской игры и податливость зрителя. Наверное, они думают, что их спектакль может, как фильм режиссера Ларса фон Триера «Догвилл», заставить забыть все условности, перенести зрителя умом и сердцем в историю, заставить поверить в неё, пережить её как собственную. Только эти очаровательные женщины, видимо, упустили, что для этого нужна гениальная режиссерская и актерская работа.

(с) Дарья Ревина

Где живет счастье?

В будущем, определенно, лучше по двум причинам. Во- первых, есть с чем сравнить: настоящее раздражает – будущее обнадеживает. Во- вторых, в будущем живет счастье. Оно умное, места  обитания выбирать умеет. Поэтому, кое- как проживая настоящее, мы стремимся за счастьем  – во сне, в воображении, в творчестве. Герои спектакля театра «Комедиантъ» «Машина Чудакова» стремятся к счастью всеми силами своих романтических душ. Они мечтатели, потому что  их прототипами стали герои пьесы » Баня» Владимира Владимировича Маяковского.

Стремление великого классика в счастью, его протест против бюрократической советской машины  знакомы нам из школьной программы. Правда, тогда, в детстве, нам не приходило в голову, что поэт-пророк. Потому что в детстве бюрократизм нас не беспокоил, и счастья было навалом. Повзрослев, мы оценили актуальность литературных открытий поэта. «Аппарат освобожденного времени» сохранил актуальность до наших дней, потому что коммунизм еще не победил. Счастье ускользнуло, и поиски его продолжаются. По сценарию актеры ставят пьесу, но  чиновник -  предрепертком чинит препоны. Он упивается властью, тормозит творческий процесс, вмешиваясь в работу  узколобыми казенными штампами. Полет фантазии, расцвет творчества спотыкаются об его постоянное назойливое присутствие. Вылезающий из зрительного зала чиновник заставляет вздрагивать  и нас, зрителей: вдруг он сочтет, что мы, зрители, не «непротестно гуляем»? Спектакль (который смотрим не мы, а который ставят герои спектакля) перекраивается, принимает эзопов язык, но избавиться от назойливого чиновника не может. Но убить мечту ни один чиновник не способен. Человек ищет счастье вcегда. Особенно, когда за  претворение мечты в  жизнь взялись сподвижники – изобретатели. Им, по большому счету, мечты достаточно. Навязчивые отсутствие денег и присутствие чиновников их не смущают. Чудаков и Велосипедкин фанатично создают машину, которая в результате умчит труппу актеров в будущее. Приземлившись в будущем, то есть в нашем  настоящем, увидев  наши задумчивые лица, актеры (не актеры театра «Комедиантъ», а актеры – герои спектакля» Машина Чудакова») нас  спросили:

-  Коммунизм уже наступил? Вы счастливы?

Ведь у них тогда, сто лет назад, мечта жила в коммунизме. Ее туда направил В. В. Маяковский. А что нам было ответить? Мы, зрители, победы коммунизма не застали, но от встречи  со счастьем тоже бы не отказались. Поэтому актерам, свалившимся к нам в зрительный зал прямо из прошлого, мы сразу ответить  не смогли. Каждый бы растерялся  на лобовой вопрос «ты счастлив?» Вопрос – то ведь философский. Надо подумать, взвесить. Скажешь «счастлив»- сглазишь. Скажешь – » не счастлив», ангел – хранитель обидится. Он же над твоей судьбой трудится, а ты все не доволен. Может, ты уже счастлив, только не научился это чувствовать?! Актеры спрашивают нас искренне, как дети, соврать им нельзя. Тем более что среди нас, зрителей, сидят режиссер – постановщик Алена Чубарова и режиссер Ирина Егорова (режиссеры театра «Комедиантъ», а не театра, чьи постановки зарубает на корню бюрократ товарищ Победоносиков).  Режиссеры так натурально «болеют» за происходящее на сцене,  кажется, что их положение в зале заложено в сценарий. Вот- вот они окажутся на сцене и гармонично вольются в действие.

Весь спектакль проходит в сложном временном пространстве. Зрители спектакля «Машина Чудакова» становятся зрителями постановки актеров начала ХХ – го века. Мы присутствуем при явлении коммунистической Фосфорической женщины, встречаем неопионера, слышим лирику Маяковского. Под звуки советского гимна «Утро красит нежным цветом стены дреееевнего Кремляяяяя» вместе с актерами становимся работниками вселенной и направляемся на встречу мечте, то есть счастью. Он хорошонезабытых звуков марша душа наполняется торжественным величием и гордостью за прошлую социалистическую родину. Может, не дай бог, конечно, счастье осталось там, где » утро красит»?

Мы в зале работаем вместе, потому что представление  задействует каждого зрителя. Не в качестве статистов, а в качестве свидетелей беспредела чиновников, фанатичной деятельности изобретателя чудесной машины, неугасимой мечты людей побыстрее попасть в будущее. Некоторым из нас повезло побыть Фемидой, статуей Свободы и даже потанцевать с » видом классового превосходства». Когда артисты попали к нам в будущее и спросили, как нам в нем живется, очень хотелось им ответить:

- Нормально, вроде бы, только это не то будущее, о котором все мечтают. Давайте вернемся в ваш аппарат освобожденного времени, и поищем будущее вместе. Мечтать ведь не вредно? Счастье где- то есть, если все мы о нем так мечтаем.

Спектакль длился  1час 10 минут, проходит на сценической площадке музея В. В. Маяковского. Жизнь и творчество великих людей в искусстве –  основная тема театра «Комедиантъ». Нам посчастливилось с помощью театра прикоснуться к творчеству великого поэта и еще раз убедиться в правильности  репертуарного выбора «Комедиантъа». Классика от неклассики отличается тем, что первая актуальна всегда. Новый взгляд на творчество Маяковского (спектакль» Машина Чудакова») стал лишним поводом перечитать поэта. К своему стыду, мы собираемся  сделать  это всю прошедшую жизнь. Также, спектакль стал причиной размышлений о том, что счастье – это состояние души и искать его нужно здесь и сейчас. Хотя нам, зрителям спектакля» Машина Чудакова» повезло, мы  полетали на машине времени. Чего и всем желаем.

(с) Катя Чековска

Режиссер-постановщик – Алёна Чубарова

Режиссер – Ирина Егорова

Роли исполняют: Дмитрий Майоров, Егор Демовский, Дмитрий Напалков, Андрей Сенькин, Александр Огородов, Анна Левина, Диана Рахимова, Юрий Базылько, Олег Лабозин

Премьера сезона 2009-2010
Хронометраж спектакля 1 час 10 минут

Метки:
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>