Информационное агентство
Home » Скена » «Матросская тишина» в театре п/р Олега Табакова

«Матросская тишина» в театре п/р Олега Табакова

27 Сен 2016

Очень сложно в одной пьесе рассказать о многом, о жизни целого поколения, но если это удается, то пьесу будут ставить год за годом, и она будет также понятна новому поколению. Александр Галич смог вместить, а Олег Табаков поставить у себя в театре такую историю о людях СССР времен войны. Больше двадцати лет назад эта история взбудоражила Москву и все заговорили про какой-то (тогда какой-то) подвал. Сегодня «Подвал» не просто с большой буквы пишется и с уважением произносится, он стал папой, родив новую сцену на Сухаревской. «Малышка» свежа, светла, остеклена и сегодня принимает своих первых зрителей спектаклем, не сходившем с афиш более десяти лет в папе-Подвале.


Спектакль тот, да не тот. Оставили декорации Александра Боровского, такими, как они были. Но, разлетевшиеся из подвала птенцы гнезда Табакова, сыгравшие свои первые роли там, сегодня театры возглавляют сами. А потому роли, которые играли Владимир Машков (бессменно Абрам Шварц), Евгений Миронов, Александр Марин, Сергей Безруков (Давид Шварц), исполняет сегодня другое поколение артистов. Из среднего Федор Лавров феерически, на одесских нотах, в тональности постоянного оптимизма, природной хитрости и веры, на одной струне отцовской огромной любви играет Абрама Шварца. Игорь Петров повергает кителем парторга Чернышова в страх, Павел Ильин привозит из Палестины тонну грусти в костюме Мейера Вольфа, а остальные актеры помогают им воссоздать теплоту и бедность маленького городка. Уверенно и трогательно держит скрипку Давида Шварца Павел Табаков, несомненно не уличный мальчишка-сорванец, а нежное тонкое растение, залитое любовью отца: «Есть Матросская тишина — улица. А есть другая — гавань, где стоят каравеллы, шхуны и парусники, а в маленьких домиках на берегу живут старые моряки со всего света…», – говорит его герой, мечтатель, студент Консерватории, победитель какого-то там конкурса, пока не зная, что есть и третья «Матросская тишина» – тюрьма. И третья эта более известна всем и каждому жителю, вынесенная в название пьесы Александром Галичем, прямо обвиняющего и обличающего страну, что стала тюрьмой для своих жителей. Ровесницы Павла Табакова, играющие девочек-студенток того времени, выпускницы Театрального колледжа Табакова Юлиана Гребе (боевая Людмила Шутова) и Арина Автушенко (безответно влюбленная Хана) уже обращают на себя внимание.

История эта, незамысловатая вроде, рассказанная тихим голосом с одесским акцентом, начинается в довоенном небольшом городке Тульчине, каких в России было множество. Галич нарисовал портрет советского простого завскладом, но не так, как это делали в славящих режим пьесах о комсомоле, стойках века, всероссийских достижениях трудящихся, … и героических военных победах наших солдат с фашистами. Нет. Все это в пьесе есть, но это фон. Фон на котором герои воруют со склада (мыло ящиками и еще что-то там, наверняка), берут графин водки на встречу с ревизией на складе, возвращаются из Палестины вдруг в свою родную глухомань, проехав по Европе. Герои пьесы=спектакля боятся партийных деятелей, как огня, учат никому не нужные даты партийных съездов КПСС, уезжают на всероссийские стройки, но и приносят соседу последние 30 рублей, когда его исключат из комсомола и выгонят из консерватории, потому, что отец стал врагом народа. Герои эти получают от отца-пьяницы в нос за кражу открыток, подаренных любимой девушке, мечтают о булке с маслом, как о чем-то несбыточном, стыдятся своего отца-не дирижера оркестра, любят одних девушек, и не любят других, идут всем городом на расстрел с желтыми звездами на груди, и едут в санитарном поезде сквозь войну, по пути теряя одного пассажира-солдата за другим. Этих подробностей с лихвой должно хватить, чтобы пьеса, была под запретом. Но главный герой — не стахановец или первый парень на деревне, а Абрам Шварц — кладовщик? Мечтающий не о победе коммунизма на этой части суши, а о буржуйских или мещанских поездке в Крым с сыном-музыкантом, и «чтобы горничная в накрахмаленном переднике приносила завтрак в постель». Массовые аресты, с обязательным «не может быть партия разберется». И не героические победы, а реально покалеченные и изувеченные войной мальчики, не сыгравшие в своей жизни ни одного большого концерта, которые умирают не с именем Сталина, а крича: «Сестра, сестра! Воды!». Это просто слепок с реальной жизни обычных людей. Никогда советская цензура не пропустила бы такое.

При всем при этом спектакль не мрачный, хоть и висят у Боровского синие шерстяные одеяла в общежитии студентов, а вся декорация из деревянных, будто пустых, дверных проемов. Актеры передали и сохранили все эти советские довоенной эпохи приметы времени: надежду, энтузиазм, дружбу, взаимопомощь, когда люди знали соседей не просто по именам, а все, что у них происходит, делились последним и поддерживали в трудные минуты.

Помня о том, что размеры зрительного зала «Подвала» не велики, и легендарный спектакль шел там в 90-е годы, можно смело сказать, что выросло уже новое театральное поколение, это в том числе и занятые в спектакле актеры, которое не видело первой версии спектакля, ну разве что в записи, а значит попыток или желания сравнивать у них не будет. Тем же заслуженным зрителям, кто придет, чтобы вспомнить, будет предложен тот же Александр Галич, выжимающий слезы даже из мужских глаз простыми человеческими словами и поступками своих героев.

Если вам захочется окинуть взглядом историю страны того времени за полтора часа, чтобы потом проговорить о многом несколько часов, то вы можете смело вести на «Матросскую тишину» школьников: или актеры, или история, что-то, да достучится до их сердец, заставит переживать и спрашивать после о многом, таком не простом, трудном, болезненном и страшном, о нашей истории. Погромы, репрессии, война, гетто, расстрелы… Чтобы заговорить на эти темы иногда не достаточно открыть учебник истории и прочитать параграф. Этот спектакль поможет и сделает это точно, прицельно и трогательно, а участие молодых актеров, почти ровесников, только поможет. Час сорок без антракта заменит вам десять школьных уроков и, кому-то, возможно, оставит что-то в сердце на всю жизнь.

© Поздравляла с новой сценой Табакерку Анастасия Вильчи

P. S. Дорогие зрители!

Очень хочется обратить ваше внимание вот на что: сцен у Табакерки теперь две. Поэтому, покупая билеты, будьте внимательны! Этой сейчас всего один спектакль на новой сцене, скоро их будет больше! Любимый всеми Подвал никуда не денется, остается, не волнуйтесь. Но вторая сцена даст вам возможность чаще попадать в театр, ведь мест там теперь в зале 400! Большое и красивое здание, в котором разместилась новая сцена, напротив метро Сухаревская, прямо на Садовом кольце — не все принадлежит театру, а только на четверть. Поэтому увы, парковочных мест на подземной стоянке там нет, подумайте об этом заранее. И приятных вам вечеров в театре, не важно на какой сцене!

© фото: Галина Фесенко

Метки: , , ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>