Неслучайно тема Берлинской стены настойчиво не дает покоя кинематографистам. Эта стена – один из страшнейших антиутопических кошмаров, осуществленных на практике. Проблема раздвоения личности – или даже самая банальная двуличность – едва ли не самый популярный сюжет в истории литературы. Носить одно имя и содержать в себе две абсолютно противоположные половины – не это ли худшее, что может случиться с человеком? Вспомните Стивенсона с его «Загадочной истории доктора Джекилла и мистера Хайда», вспомните, и мысль эта визуализируется.
Как следует из абзаца выше, «Берлин. Боксхагенер платц» – еще один фильм о двух Берлинах, один из которых Восточный, а другой Западный. Антисоциалистическая направленность интересным образом сочетается здесь с антуражем послевоенной действительности и полудетективной историей. Впрочем, умения сочетать и связывать компоненты в одно не хватает для создания хорошего фильма. Для оного необходимо, чтобы сочетаемые компоненты могли сопрягаться друг с другом. Тщательность и аккуратность подхода, следование рецептам смешивания еще не гарантируют добротный результат. Можно долго и тщательно смешивать йогурт, аджику и хрен, можно проворачивать их в блендере, добавляя каждые 10 секунд по чайной ложке каждого из ингредиентов – но ничего съедобного в итоге не получится.
Однако кино не вызывает отрицательных эмоций. Есть даже пара положительных моментов – как ни крути, а линия мальчика, который сначала подставляет своего наставника Карла, а потом пытается его спасти, выполнена довольно точно. Мальчик более чем правдоподобен – в пятнадцать лет прямо-таки необходимо выделять себя из толпы, а потом совершенно искренне становиться мучеником. Хорош и его друг, который борется с отцом за семейный автомобиль самыми радикальными способами.
Берлинская стена всегда будет представлять для кинематографистов интерес. Сколько фильмов снято, сколько фильмов будет. Но лично для меня главным в их ряду была и остается «Жизнь других»
Продолжительность: 103 мин.
Производство: Германия; 2010 г. – Claussen+Woebke+Putz Filmproduktion, WDR, RBB, ARTE, Studio Babelsberg
Режиссер: Матти Гешоннек
Сценарий: Торстен Шульц
Оператор: Мартин Лангер
Художник: Лотар Холлер
Музыка: Флориан Теслофф
Продюсеры: Якоб Клауссен, Николь Свидлер, Ули Путц
В ролях: Гудрун Риттер, Михаэль Гвиздек, Самуэль Шнайдер, Мерет Бекер, Юрген Фогель