«Монах и бес» на конкурсной программе ММКФ
Картиной, представляющей российский кинематограф на конкурсе 38-го ММКФ, станет «Монах и бес» режиссера Николая Досталя по сценарию Юрия Арабова. На пресс-показе фильма побывала Надежда Фролова.
Юрий Арабов, много работавший с Александром Сокуровым, выступил и сценаристом сокуровского «Фауста», вышедшего в 2011 году. «Монах и бес», несомненно, является парафразом «Фауста», хотя в новой картине знаменитый классический сюжет парадоксально переосмыслен.
Действие происходит практически вне времени: если бы не молодой Николай I (Никита Тарасов) и упоминания Пушкина, определить эпоху было бы довольно сложно. Простодушный символизм, которым насыщенна картина (например, беса зовут Легион, а искушаемый им Иван громит торговцев у Храма Гроба Господня и т.д.), конечно же, отсылает зрителя не только к «Фаусту», но и к Библии. И здесь можно предсказать обвинения в клерикализме, которым рискует подвергнуться картина о вере, выпущенная в 2016 году при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Однако за всей этой, с первого взгляда, конъюнктурой, стоят те же вопросы, которыми задавались Гете и его герой: что есть Бог? Какова цена истиной веры? Кто достоин прощения?
Развивая действие фильма, Арабов мастерски преломляет обе хрестоматийные истории: новозаветную и фаустовскую. Во-первых, финал «Монаха и беса» заставляет задуматься о том, кто же в этой картине сильнее превозмогает себя: святой Иван (Тимофей Трибунцев) или же одолевающий его «Легиоша» (Георгий Фетисов)? Во-вторых, в сценарии зеркально разворачивается легенда о падшем ангеле Люцифере, отвергшем Бога. И такая развязка придает фильму и новому сюжету философскую глубину, которая, хочется верить, выведет «Монаха и беса» из-под подозрений в конформизме.
© Надежда Фролова