Информационное агентство
Home » Синема » Коротко о Еврейском Московском кинофестивале 2016.

Коротко о Еврейском Московском кинофестивале 2016.

22 Июн 2016

Вчера, 21 июня, состоялось закрытие 2-го Московского Еврейского кинофестиваля. Для такого молодого события он прошел очень и очень насыщенно и достойно. Жюри фестиваля, в которое вошли президент ФЕОР Александр Борода, режиссер Александр Митта, глава РОСКИНО Екатерина Мцитуридзе, режиссер Сергей Мокрицкий, директор «Центра документального кино», продюсер Софья Капкова, продюсер Алексей Агеев, вручили 4 награды и 2 специальных приза. Победителем кинофестиваля в номинации «На память» стал фильм «Феникс» (реж. Кристиан Петцольд, 2014). Во время церемонии закрытия генеральный продюсер киносмотра Егор Одинцов объявил о планах по проведению еврейских кинофестивалей в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани. Также было заявлено об интересе со стороны Киева и Одессы.

Опуская все цифры, которыми можно можно оперировать, будь то количество зрителей пришедших на показы и фильмов, показанных за неделю фестиваля, расскажу вам о двух, которые удалось посмотреть.


История любви и тьмы. (2016)
Израиль
Режиссер Натали Портман

Это биографическая лента о детских годах известного израильского прозаика и журналиста Амоса Оза. Но начать хочется не с этого.

Для меня эпизод, когда Падме держит Энекена за руку (или за протез) на их свадьбе в «Звездных Войнах» вершина романтических девичьих грез. Конечно, есть «Леон», есть еще много других фильмов, но Королева Амидала, она всегда будет королевой)
Поэтому или из-за очень серьезной темы смотреть фильм «История любви и тьмы» было боязно. И зря.

Режиссер и продюсер фильма Натали Портман сняла первый свой полнометражный фильм в жанре биографической притчи. Фильм состоит из историй, сказок или сказаний, которые мама рассказывает маленькому Амосу, и весь фильм из притч, сам как притча. Лисы, пески пустынь, монахи, птицы, закрывающие все небо в опустевшей деревне. И между этими историями реальные, истории-воспоминания из жизни в довоенной Польше: и иногда не знаешь, какие страшней, какие поучительнее. Книга, по которой снят фильм, настоящий памятник Матери. И фильм получился о любви Матери. О любви через тьму, любви через войну, смерть, голод, о любви через любовь, и о смерти через любовь же. Еще один пласт – дань родному городу: Портман родилась в Иерусалиме, о нем же снят фильм. Иерусалим 1945-1947 гг, с событиями тех лет. Фильм снят на иврите, субтитры английские и для кинофестиваля – русские, а когда героини говорят на польском, то почему-то они говорят на русском.

 

Сын Саула. (2015)
Венгрия
Режиссер Ласло Немеш

Фильм в этом году получил Оскар, как лучший фильм на иностранном языке, а также Золотой глобус, Сезар и несколько призов в Каннах. Исполнитель главной роли Геза Рёриг был приглашен дирекцией фестиваля в Москву, и беседа с ним после показа продолжалась около двух часов.

Итак, фильм об Аушвице (Освенциме), год 1944. И мы видим историю глазами одного из узников лагеря, члена зондеркоманды. Размытость и нечеткость, дергающаяся камера, будто навешенная на одного из пленных, оставляет часть ужасов за пределами видимости, но их легко восстановить и домыслить. Крики и пулеметные очереди, уголь в топке, горы одежды, выгребаемый пепел, трупы, как куклы сваленные на тележки, бараки, еда, другие бараки со стеллажами вещей, груды чемоданов, кастрюль, весь тот нехитрый скарб, принесенный с собой уже убитыми. Как и из кого складывались эти отряды не тема этого фильма. Тема его скорее как выживали эти люди, как хотели выжить, как вообще человек хочет выжить, и что готов сделать для этого. Люди, которых кто-то не назовет людьми, чем были заполнены их дни? Немыслимый и какой-то постоянный поток действий, налаженная сатанинская система, из которой практически не возможно было выйти, кроме как в смерть. А иногда и в нее никак. А центральной темой становятся мысли главного героя Саула, точнее его помыслы, его цель. Саул решает однажды, что среди тысячи трупов концлагеря он нашел своего сына, и чтобы он не был сожжен, как другие, крадет тело, решая его похоронить. Подвергая риску и себя, и всех, кто его окружает, Саул с упорством и остервенением ищет сначала тех, кто ему поможет спрятать и вынести тело, затем раввина, среди обреченных на смерть, чтобы отпеть мальчика, затем место для его могилы. Вспыхнувшее в концлагере восстание зондеркоманды вынуждает его бежать за ворота вместе с трупом, и в последние минуты своей жизни Саул, едва не утонувший, улыбается: он сумел вынести сына из концлагеря. И пусть сына у него никогда не было, но эта цель и, возможно только она, не дает ему сойти с ума, и в какой-то момент делает его счастливым. Пусть на мгновение.

© Смотрела фильмы Анастасия Вильчи

Метки: ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>