Информационное агентство
Home » Синема » ММКФ37. Обзор Вильчи

ММКФ37. Обзор Вильчи

27 Июл 2015

Мои немногочисленные просмотры ММКФ 37 в этом году включают два фильма из Конкурсной программы, три из Спецпоказов, и один из программы Русский след никакого особенного следа в «душе моей» в этом году не оставили. Это, конечно, не триеровская «Меланхолия»: до сих пор помню битком набитый зал №1 (даже ступеньки были заняты все!) и долгоиграющие впечатления после. Надо отметить, что в этом году на ступеньках сидели лишь те, кто вошел в середине фильма и не хотел лезть по ногам, но места были всегда.

Но. Вразрез с результатами судейства, я бы обязательно отметила призом фильм Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Пётр», как несомненно фестивальный, необычный и своеобразный. Со мной согласны в редакции Коммерсантъ — они поощрили фильм своим специальным призом. И все. Вот уж где не пройдешь мимо операторской работы, как в этом фильме, но стоит остановиться и на актерских удачах. Несомненно, одна из них — роль главного героя Ханса (актер Якоб Диль). Петра в фильме заметно меньше, но немецкий квартет на котором держится вся история — прекрасный. А работу нашей актрисы Розы Хайруллиной — можно вставлять в рамку и вешать на видном почетном месте: без слов, появляясь в трех или четырех кадрах ей удается сыграть и мать, и Родину-мать, и всепрощение русское, и тоску, и печаль, и икону, и много чего еще. Фильм смотрится сложно, по нескольким причинам. Весь на немецком языке, а значит с русскими титрами. Так любимые Миндадзе протяжные планы и застывшие кадры. Замкнутость действия в первых двадцати минутах в одной гостинной, когда все напоминает спектакль. Понятно, что режиссер хотел погрузить в атмосферу, наверное, как можно глубже, но мне хватило бы просто пятнадцати секунд, а пять минут дороги в никуда с ничего не происходящим пейзажем, кажется уже многовато.
Россия и Германия заключили в 1939 году пакты о мире и сотрудничестве. С этих титров начинается фильм. И не просто заключили, а подкрепили их реальным действиями: немецкие инженеры работали на российских заводах, передавая свой опыт и внедряя новые технологии, чтобы после, отправлять в Германию готовую продукцию. Одна из таких бригад трудится над созданием новой оптической линзы. Зачем воюющей стране (а Германия в это время уже вовсю воевала в Европе) линзы, наверное, ясно: оптика, бинокли, оружие. Как бы свободные немцы работают в окружении заключенных или ссыльных (не очень ясно, потому что часть рабочих живет не в казармах и с детьми) русских. Гудок — на работу. Пятнадцать минут по железной дороге в вагонах. Завод. Лаборатория. Назад. И вот уже июнь 1941 года, а линза не выходит, или выходит мутная, или не та. И немецкие инженеры, а с этого начинается фильм, скандалят до драки, потому оказывается, что они также не свободны, как окружающие их русские. Все они работают здесь под угрозой террора в родной стране, старший (или не он, а другой?) строчит на всех доносы, а невыполнение плана грозит им ссылкой не понятно куда, в лучшем сучае, и расстрелом в худшем. Два тоталитарных режима, уже через месяц пожирающих один другого – вот основная канва фильма. Открытый финал, и множество вопросов, догоняющих тебя много дней спустя — его удача. Не пропустите, если будет прокат.

«Без границ» Резо Гигинеишвили (+Карен Оганесян, Роман Прыгунов) собрал полный зал родственников и друзей на единственном показе в рамках фестиваля и удостоился в финале апплодисментов, впрочем, не зря. Добрый, легкий, похожий на лимонад «Дюшес» из детства (да, слишком сладкий для повзрослевших детей или любителей пива), собравший плеяду актеров, которые могут спасти любой фильм, он исполнен в безпроигрышной манере нескольких коротких новелл, между собой на первый взгляд никак не связанных. Инна Чурикова с Олегом Басилашвили влюбляются друг в друга на кладбище у могилы «её» покойного мужа в Тбилиси; Анна Чиповская путешесвует со своим парнем Иваном Янковским по живописным уголкам Армении; Александр Паль с Марией Шалаевой, в образах строгих пограничников, воспитывают звезду-футболиста Милоша Биковича в одном отдельно взятом аэропорту; и так далее. Всех героев роднит лишь аэропорт и любовь — собственно она вынесена за скобки названия фильма: она без границ.
Если вам нужно что-то голливудски хеппи-эндовское, качественно-любовно-сиропное, не очень похожее на реальную жизнь и вдохновляющее на подвиги или поддерживающее надежду на лучшее, то этот фильм смело можно рекомендовать — он такой. Шутки… не в стиле «жванецкого», скорее «задорнова», но все-таки не «петросян», хотя на вкус и цвет кому-то и «петросян» вполне-себе смотрибелен. В обзем, если вы в тайне смотрите дома «Реальную любовь», шмыгая носом в финале, то не пропустите — премьеру обещают в конце октября.

Фильм «Вставай и бейся» презентовал на пресс-конференции в Доме Кино Алексей Воробьев, который кроме того, что сыграл в фильме одну из главных ролей, еще и написал к фильму музыку.
Из череды ко-продуктивных картин, этот Италия-Россия, при поддержке обоих Министерств Культуры, рассказывает про легендарные традиционные бои четырех районов Флоренции. Оригинальная версия фильма так и называется «Бойцовский клуб флорентийцев», в российском прокате звучит попроще «Вставай и бейся!». Но в отличии от названия, насколько я уловила суть сюжета, он не призывает биться, а наоборот, проповедует выбор — отказаться от не свойственной тебе борьбы, или, в данном случае кулачных боев, ради других ценностей, в фильме — это традиционно женщины, семья и дети. Четыре команды, четыре главных героя, современные как бы гладиаторы, встечаются на главной площади города раз в году, а между этим живут обычной жизнью обычных итальянцев. Бои накладывают на эту жизнь ощутимый отпечаток, так как за честь района тебя, каким бы ты ни был сильным и смелым, все равно калечат. Но все вроде ясно и понятно: и позиции героев (разные), и позиции их женщин (жен или подруг), и про мужскую дружбу сюжет, и про сыновий долг и отцовскую любовь, и Флоренция бесспорно красива! Но. Не нашла я в этом фильме привкуса любимой Италии, который дают итальянские мужчины, с кулаками или без, истеричные итальянки, стройные и кривые улицы и что-то еще… неуловимое. Не поймалось. А еще осталось странное чувство, которое можно сформулировать, как всем известный Винни Пух формулировал свой постулат о пчёлах: «это какие-то не правильные пчелы и у них не правильный мёд». Вот. Как-то так.

Что вы знаете о Финляндии? Вот и я не много. А о моде?
Микс на эти две темы предлагал фильм из конкурсной программы «Арми жива!», где имена всех создателей и их фамилии для нас труднопроизносимы, и тема неизвестна. Арми Ратиа, создавшая мировой бренд «Маримекко» – дизайнер с трудной и нелегкой судьбой (как будто бывает путь к славе иной). Фильм снят в павильоне, где некая театральная компания ставит об Арми пьесу. Поэтому весь фильм тебя не покидает ощущение, что ты в театральном закулисье, что, отчасти, правда. Когда в сюжете появляются собственно знаменитые принты Арми, то не смотря на возраст далекий от 60-х прошлого века, с какой-то из полочек в моей голове спрыгивает четкое знание — я узнаю эти рисунки, она действительно знаменита! Потом окажется, что Жаклин Кеннеди купила когда-то семь платьев из новой коллекции Арми, что послужило толчком к выходу на мировой рынок и уже не оставляют вниманием принты ни Elle, ни Vouge, ни Harper’s Bazar. Отсутствие личного счастья при успешной карьере и много работы, не новая тема в кинематографе, по-новому завернутая в кусок ткани (фантик) финнами, впрочем, достойная фестивальная работа.

«Стрингер» не от стрингов, а от «string» – строка, подразумевая, что снимающие преступления или аварии, пожары, убийства, в русских новостях это чаще всего называют словом «проишествия», каким-то образом могут себя причислять к журналистам, видимо.
Не глупый, нормальной внешности главный герой фильма, Лу Блум, не брезгует воровством, пока пытается найти хоть какую-то легальную работу. Сталкиваясь со стервятниками, которые продают тв-каналам съемки свежеиспеченных ужасов с улиц города, иначе именуемых стрингерами, он становится одним из них, а голова (уж какая есть), и беспринципность помогают ему выжить в конкурентной борьбе и даже поставить свое дело на рельсы стабильного и доходного бизнеса, попутно уложив в кровать шеф-редактора телеканала, тоже впрочем не силой своего мужского обаяния, а с помощью шантажа. Поспорив с коллегой, которым мы смотрели кино, о финале картины, я позорно програла пари: Лу Блуму удается всё, что он задумал. Лос-Анджелес, в котором происходит действие фильма в свете темы происшествий и ночных дорог выглядит как дешевая провинциальная помойка. Если бы не отрезвляющий финал, более реалистичный должна признать, чем все мои версии, я бы жалела о потраченном на фильм времени.

«Райские кущи» режиссера Александра Прошкина были представлены в разделе Спецпоказ. Привлек фильм, конечно же, своим распределением ролей в первую очередь. Цыганов-Хаматова — беспроигрышный с точки зрения кассы выбор, оказался хорошим и с точки зрения кастинга. И не только с главными героями. Центр «вселенной», конечно же, Евгений Цыганов, а у Гали-Хаматовой намного меньше текста-роли. Но прекрасны и Дмитрий Куличков, и Виталий Хаев, Агриппина Стеклова и другие. Окрыленные «Оттепелью» поклонницы Евгения вряд ли будут разочарованы: здесь его герой так же хорош, так же циничен, прямолинеен и так же непредсказуем и нетривиален, порой в поступках, это для тех, кто не читал «Утиной охоты». Для тех кто читал… перенос в наши дни местами натужен, возможно потому, что с переносом на экран исчезло что-то важное, что есть у Вампилова, а в фильме не сучилось.
Подробнее — отдельной строкой, точнее постом читайте ниже.

© Анастасия Вильчи

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>