Информационное агентство
Home » Синема » Обзор ММКФ от Вильчи. Часть 1. (Вне конкурсные программы)

Обзор ММКФ от Вильчи. Часть 1. (Вне конкурсные программы)

26 Апр 2018

Программа: Эйфория сопротивления
ТРИ ДНЯ В КИБЕРОНЕ
Режиссер: ЭМИЛИ АТЕФ
фильм выйдет в российский прокат

Фильм про актрису, интервью, журналистов-акул и волю к жизни не смотря ни на что, – такую можно дать преамбулу в духе восьмидесятых к художественному фильму, действие которого разворачивается на основе реальных событий и описывает три дня из жизни Роми Шнайдер в 1981 (за год до гибели). это пропустить было невозможно, всем к актерской профессии не равнодушным – советую.

Главную роль сыграла актриса Мари Боймер, удивительно похожая на Роми Шнайдер. Долго отказывалась, но после, поставив условием, что фильм будет ей близок в художественном смысле – согласилась. О чем? В спа отеле на полуострове Киберон (Франция) от глаз общественности прячется знаменитая европейская кинозвезда Роми Шнайдер. Уже несколько месяцев она находится в депрессивном состоянии. К ней приезжает лучшая подруга и конфидент, которая надеется помочь Шнайдер выбраться из глубокой психологической ямы. Рони опрометчиво соглашается дать интервью журналисту из немецкого журнала «Штерн», и только потому, что давно дружит с тамошним фотографом. Дружба эта предполагает «мы же спали вместе, но ничего не было». Дальше анонс к фильму сообщает, что «между актрисой на грани нервного срыва и амбициозным журналистом начинается опасная и увлекательная психологическая игра», которую я лично не разглядела вовсе. Просто эта «акула», так в кино именуют журналистов, пользуясь состоянием актрисы, задает ей в основном лично-провокационные вопросы, что нас с вами уже вряд ли удивит в нашем 2018 году. А актриса, напившись шампанского, начинает разговаривать вслух фактически сама с собой, почти теряя сознание, наговаривает много лишнего, точнее личного. Сам журналист собой дико горд, что ему удалось сделать «такой материал» и отвечая на вопрос фотографа – зачем ты перешел грань? – отвечает, да ладно, у нас с тобой такая работа. Меня же весь фильм больше раздражал снимающий без перерыва фотограф, и в баре, и полупьяную, и в постели раздетую, и на грани нервного срыва Роми, черт его знает, где он фото потом использует и как (и существует ли кодекс у фотографов), но 

в итоге *дальше спойлеры:
фотограф и правда оказался другом и в мир ушли всего 20 фото из той встречи, хорошие, красивые, говорят, их можно найти в интернете легко, остальные 500 с лишним фотографий оказались у режиссера фильма Эмили Атеф, рассказала она на пресс-конференции, когда вдова фотокорреспондента передала ей архив для подготовки к съемкам. Да и журналюга, живущий в согласии со своей акульей шкуркой, тоже оттаял, и поддавшись обаянию Роми

Кто не знаком с трагической судьбой актрисы – фильм повод узнать. В нем эти подробности всплывают лишь мельком, оставляя недосказанным многое, в кадре же полностью черно-белого фильма крупные планы, актриса без грима, прогулка в ночной французский бар и много разговоров. Эстетически можно расслабиться и получать удовольствие от пейзажей и игры актеров прекрасной,
тема же фильма, помимо биографической, актерские будни отчасти, и то, что мне было интересно: все грани интервью. Допустимые. Не допустимые. И там есть что потом обсудить.

 

Программа: 8 1/2 фильмов
МЕЖДУ СТЕЛЛАЖЕЙ
Режиссер: ТОМАС ШТУБЕР

Услада для глаз: актер Петер Курт, узнанный сразу же (роль Бруно). Если вы смотрели «Вавилон Берлин» – его роль полицейского-напарника главного героя – не пройти мимо, да и вообще, актер в Германии очень известный. Остальные актеры тоже узнаваемы: Франц Роговски (главная роль Кристиана) играл в «Хэппи-Энде» Ханеке, а Зандра Хюллер (роль Мэрион) узнаваема, если вы немецкое кино смотрели.

Все думала, как же коротко назвать этот фильм? Производственная драма? Пожалуй, подойдет. При том, что место действия не завод и комбинат, а супермаркет. А главные герои в синих спецовках – неслышно и часто не заметно для глаз снующие мимо покупателей рабочие склада, по выкладке товара и доставке груза в зал. Автопогрузчик становится (как стахановский станок) таким образом чуть ли не центральным действующим лицом фильма, не зря он помещен на афишу, которая, кстати хорошо отражает суть всего фильма. Мечты и чаяния между полками, или стеллажами.
Современный мир диктует современные локации для фильмов. И вот, Германия предлагает драму внутри всем привычного места, где каждый покупает продукты.
Там есть все, в этом закулисном мире рядов с едой и канцтоварами: дружба, битвы между отделами, взаимовыручка и неприязнь, свой островок с пальмами и кофе, свой чудила, свой изгой, своя принцесса. Вот даже своя Сибирь есть – это отдел, где хранятся продукты в заморозке и куда только в тулупе и шапке-ушанке вход. Кристиан, новенький, только что принятый на работу, погружаясь в этот мир, так и говорит через пару недель: выходя из супермаркета после работы – мы как бы покидали один мир, наш, и уходили каждый в свой, другой, где каждый был уже совсем другим человеком.
Что особенного, спросите вы? А вот – ничего. Но и что-то, что заставило просидеть два часа фильма и не уйти с него.
Бруно бывший дальнобойщик. После того, как закрыли его фирму, базирующуюся на этом же месте их всех перевели в грузчики в построенный супермаркет. Вот здесь, не привычная нашему русскому уху система: не просто уволили, лишили работы, а заменили на другую. И это – не выход с одной стороны: дальнобойщик так тоскует по дороге, что это плохо кончится, но это и какая-то забота о людях, которые смогли зарабатывать себе на хлеб. Нам не понять.
Кристиан (как бы без спойлеров-то?) замкнутый в раковину, молчаливый и старательный. Искра между ним и Мэрион в пламя разгореться не может, она замужем, но предпосылки для этого есть: муж ее поколачивает. И тут снова «нам не понять»: почему она не уходит от мужа? Зачем Бруно врет о семье?
Фильм не спешный. Как работа в супермаркете: нудная, однообразная, спокойная и механическая. В этом во всем есть переживания, поданные по-разному, но очень точно: так, например, Кристиан, сильно переживая за Мэрион идет в клуб, но так как он пытается порвать с прошлым, азартными играми и бывшими дружками, то он играет, но деньги спускает в аппарат с игрушками, которые не даются в хватательную лапу (помните такой?). Прекрасная сцена.

Еще влюбленность героя с первых минут озвучивается шумом прибоя. Мило и перерастает после в общие мечты, скрепленные не собранной мозаикой на столе и жутковатыми обоями в комнате отдыха с пальмами. Вообще некая жутковатость все время догоняет, весь фильм. Смутное, пока не сформулируемое мной ощущение, что все это ясно и понятно, но…
Драма же фильма в невозможности каждого разрешить свою проблему, и смертью, и бегом по кругу, и в дне сурка, и в этой беспросветной каждодневности, которая затягивает, но иногда дает шанс на более лучшую, или просто иную жизнь. А шанс часто нужен каждому из нас. Согласны?

 

Программа: Эйфория сопротивления
БАРБАРА
Режиссер: МАТЬЕ АМАЛЬРИК

На этот раз описание фильма близко к анонсу, что бывает редко. Если этот фильм (действительно красивый) смотреть дома, в определенном настроении и под бокал вина (на диване), то скорее ДА. Любопытно. Не типично снятое закулисье съемок фильма о звезде, которая пела.
Но в зале, на пресс-показе, где битком (второй год ММКФ устраивает пресс-центр там же в «Октябре», а старожилы, вроде меня помнят и театр Киноактера и даже к-р Художественный, что комфортнее в чем-то) смотреть фильм сложновато (тут телефоны, тут ерзающие тетки с шуршащими пирожками, тут какие-то комментаторы – трындец, а по идее профи в зале, отфильтрованы) и нудновато.
Из плюсов: уникальный кастинг, 100% попадание. Некрасивая актриса, играющая некрасивую звезду (этот пассаж обыгрывается в фильме, кажется даже стихотворно) – и до их слов «некрасивость» для меня лично была не явной (тут дело, конечно, вкуса), и полу-сумасшедший режиссер, влюбленный до слез (в прямом смысле) в ту звезду и влюбляющийся в актрису, ее очень проникновенно изображающую. Жанна Балибар и Матье Амальрик – я полфильма вспоминала, где я его видела, и та-дам! такое же 100% попадание в роль у него было в фильме «Венера в мехах», тоже полусумасшедшего режиссера))

 

Программа: Мастера
ЯВЛЕНИЕ
Режиссер: КСАВЬЕ ДЖАННОЛИ

Иногда в фильме мне достаточно видов Рима (это, отчасти только шутка), здесь есть глава РИМ. А если точнее, то главного героя журналиста-фотографа (с большим опытом съемок в горячих точках, где он теряет своего друга) приглашает на секретный разговор епископ в Ватикан. Хоть глава и короткая, но нам показывают тайные коридоры архивов Ватикана (вот вы сейчас представили себе темные подземелья, оплавленные свечи, винтовые лестницы, а вот – нет) – современно оборудованные стеллажи и каталогизированное пространство поддерживаемых постоянных температур, что только не хранит на полках, но выглядит это довольно буднично). Секретное задание, или просьбу – предложение епископ озвучивает для героя довольно необычную: войти в комиссию по каноническому исследованию явления. Что значит явление? То, что именует этим словом церковь: некое чудо. Девушке в одной из французских провинций явилась Богоматерь и даже передала что-то на словах. вот это явление и предстоит расследовать комиссии, и нашему журналисту.
Фильмов о вере, как заметил во вступительном слове перед началом показа Петр Шепотинник, на фестивале всегда получается несколько, и сняты они, почему-то как правило людьми с атеистическими воззрениями. Хорошая тема, чтобы подумать об этом. А фильм довольно сложный, трагический, где девочка Анна жертвует собой ради подруги Мериам весьма необычным образом:
Анна отпускает подругу, которая уезжает со своим парнем в какую-то миссию в зоне боевых действий, выходит замуж и рожает ребенка, потому что Мериам «всегда этого хотела». Анна же по ее словам всегда хотела служить Богу, подала заявление о постриге в монахини и по ее словам не мыслила для себя другой жизни, только любовь к Богу, только служение церкви. Как так выходит, что богоматерь явилась не той подруге – тоже вопрос интересный. Анне меж тем поверил священник, и еще один (который тут же состряпал к уже существующему чудо дополнительное – кусок ткани с кровью – в итоге своей собственной) служитель, лихо проводящий в церкви интернет-трансляции на другие города и страны. Паломники потянулись в городок, сувениры всех видов и мастей расходятся по миру. А Анна морит себя голодом, безумно скучая по подруге, и кажется влюбляясь в фотографа.
Мистика догоняет героя в доме бывших родителей Мериам (обе девочки воспитывались в интернате и какое-то время жили в приемных семьях), он обнаруживает там обгоревшую икону, которую его погибший друг-фотограф снял в другой стране накануне смерти. Икону он отвезет в далекую страну сам, вернет на место разрушенного монастыря, и узнает правду от счастливой Мериам, которая разрешила подруге пожертвовать своей жизнью, конечно, не предполагая, что все кончится так трагически.

Есть, конечно, вопросы к сценарию: расследование, которым командует главный герой идет не по канонической линии, и этому не рады некоторые члены комиссии, но за тем он и был приглашен, возможно, чтобы взгляд был не затуманен ничем. Но расследование и интервью, которые он проводит, в том числе и беседы с Анной почему-то обходят стороной прямые вопросы, которые можно было задать, и опускает многое из истории, в том числе есть рассказ только о первой встрече Анны с явлением, но нет ни слова о втором и т. д.
В целом фильм довольно философский, неспешный местами, и даже если вы, как и те, кто его снимали принадлежите к атеистическому флангу планеты, он не только о явлении в церковном смысле, хотя все эти комиссии и порядок существующий в Ватикане очень любопытен, фильм о дружбе, любви, провалах в сердце и его перегрузках, о тех, кто всегда готов заработать на чем угодно, и тех, кто готов поверить во что угодно, и еще о том, что многим очень нужно чудо, а некоторым просто друг. и всем нам любовь.

© Анастасия Вильчи

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>