Все говорят: куклы, куклы. Ото всех я слышал про них, а сам ни разу не видел.
В Московском Детском Камерном Театре Кукол (МДКТК) премьера режиссера И. Казакова “Москва-Петушки”. Вслед за удивлением в голову приходит мысль: “Как они это сделают?”. И после спектакля заключение: “Очень органично”.
Заходим в зал. На сцене – огромная кукла (необычайно огромная), обстановка подъездная: зеленые ящики, 2 двери, белые стены; словом, всем знакомый пейзаж. Зная сюжет поэмы, понимаешь, что это самая классическая локация для Венички.
Начинается спектакль. Вопрос с куклой решается быстро: режиссер разделяет героя на части: пьяный Веня, трезвый Веня. Первый производит на свет второго путем настолько физиологическим, что ваш автор упустит момент описания, но в итоге на сцене и актер, размышляющий об эфемерности времени, и кукла, шатающаяся после розового крепкого. Очень увлекает эта двойственность.
Мир алкоголика Вени настолько искусственный, игрушечный, что формат кукольного спектакля чрезвычайно подходит к раскрытию истории. Помните возлюбленную героя? Все, что мы знаем о ней – ее цвет волос и род занятий. Это создает лишь образ, который так “кукольно” показан настоящим человеком. К заслугам режиссера хочется добавить умение деликатно, но правдиво показать ту телесность, даже лучше сказать, материально-телесный низ, который закладывал в произведение писатель.
Интертекстуальность поэмы, то есть множественные отсылки к другим текстам, перенесена на сцену и дополнена визуальными решениями и шутками. Особенно хочется отметить сцену с чемоданчиком, уже режиссёрскую аллюзию к “Криминальному чтиву”. Не пропустите этот момент!
Сама постановка стильная, все выдержано в нескольких цветах: черный, белый и зеленый. Охвачено все пространство сцены. Отдельные детали: пробки бутылок, “земные ангелы” с сигаретами, кепочки, содержимое чемодана героя – дополняют атмосферу.
То, как слаженно работает весь актерский состав, заслуживает отдельных аплодисментов на поклоне. Временами даже перестаешь замечать, что четыре человека в черных одеждах “оживляют” пьяного Венечку – кажется, что он движется сам.
За какими бы смешными деталями, интересными решениями не скрывалась постановка, она, безусловно, драматичная. Из тех, о которых думаешь, когда выходишь из театра, возвращаешься домой и готовишься ко сну… Достигнем ли мы счастья, увидим ли свои Петушки, или кто-то обязательно воткнет нож прямо в сердце?
_________________________________________________________________________
Автор: © Марина Богер
«Жизнь человеческая не есть ли минутное «окосение» души и затмение души тоже…»
29 апреля в Московском детском камерном театре кукол состоялась премьера спектакля «Москва-Петушки». Режиссёром выступил И. Казаков.
Уже сам выбор материала для кукольной постановки впечатляет и вызывает интерес. Первым, что зритель видит на сцене, оказывается огромная кукла Венички. Все физические действия, производимые актерами, отражены в этой кукле. Голосом и разумом Венички стал актер Иван Герасименко.
Камерный спектакль на маленькой сцене, в котором задействовано всего 5 актеров, с незатейливой декорацией, изображающей не то подъезд, не то тамбур электрички, с простым реквизитом, оказался способен вызвать целую волну самых разных эмоций: и страха, и смеха, и осуждения, и сострадания. Авторы спектакля определили его жанр как «горькую комедию» по тексту В. Ерофеева. Яркий спектакль с большой долей иронии и жизненных шуточных попаданий позволяет ощутить и понять и затуманенное состояние героя со всеми терзаниями и размышлениями заблудшей души, и холодящую атмосферу происходящего.
Пространство камерного зала с вагоном растворяется в действительности и становится то мистическим местом, почти культивированным с помощью и вокруг «спасительных» бутылок, то настолько действительным, что наша «суровая и жестокая» реальность пугает и пробирается до самого нутра, доводя до мурашек, а местами и до слез.
Ивану Герасименко удаётся очень красочно и точно передать образ запойного эрудита – одиночки, переживающего трагическое путешествие. Его Веничка расскажет, как отправиться в путь и преодолеть его, словно, плывя по течению… или впуская в себя течение горячительных напитков. Он поведает не только о самом пути, но и о людях, мыслях, смыслах, правильном приготовлении напитка и ритуалах его распития. И, конечно, он не только дорогу преодолевает «вплавь», но и саму жизнь…
Всё кажется сном, но все понимают, что это реальность. Так мы находимся на границе двух миров и не просто следим за историей, а становимся её участниками.
Постмодернистская псевдоавтобиографическая поэма Венедикта Ерофеева актуальна и откликается многим…
__________________________________________________________________________________
Авторы: © Алина Грешникова, Виктория Смирнова
29 апреля 2022 года на сцене Московского детского камерного театра кукол состоялась премьера спектакля «Москва-Петушки» по поэме Венедикта Ерофеева, которая была написана в 1969 году. Режиссёр Игорь Козаков.
Ерофеев был улышан, как гений-метафизик. Здесь объединено всё: чистота и грязь, ангелы и коктейль «поцелуй тети Клавы», знакомая всем повседневная жизнь и удивительная фантасмагория, мат и Библия, размышление о Боге и об икоте, ведь «…икота — выше всякого закона. И как поразила вас недавно внезапность ее начала, так поразит вас ее конец, который вы, как смерть, не предскажете и не предотвратите».
Крайне интриговало, что же будет делать режиссёр с ненормативной лексикой…Однако получилось замечательно. Мат со сцены совсем не показался пошлым. Смех раздавался на протяжении всех двух часов спектакля, и даже в каких-то моментах зритель словно узнавал себя.
«Человек смертен — таково мое мнение. Но уж если мы родились, ничего не поделаешь — надо немножко пожить…».
При входе в зал сразу привлекает внимание огромная кукла, сидящая на сцене… Это и есть главный герой – Веничка. Декораций не много, но они и не нужны. Автором ведущего повествования от первого лица выступает актёр Иван Герасименко. Внутренние искания и его рефлексия выглядят органично. Это история о Веничке, который балансирует на грани похмелья и запоя, а каждую пятницу, купив конфеты «Васильки», едет в Петушки к своей любимой белоглазой женщине и младенцу… По пути он знакомится с разными людьми, распивает с ними спиртные напитки и пускается в пространные монологи о материи бытия, алкоголе, литературе, культуре, философии,истории и политике … А ещё Веничка желает посмотреть на Кремль, но дорога все время приводит его на Курский вокзал. Мимо Красной площади. И мимо Петушков.
_____________________________________________________________________
Автор: © Зарина Якупова
Режиссёр-постановщик – И. Казаков
Художник-постановщик – С. Ашуха, Е. Шиманович
Композитор – Д. Кудрявцев
Хореограф – Е. Иванов
Художник по свету – Е. Подъездников
Звукорежиссёр – М. Сухова
Действующие лица и исполнители:
Веничка – А. Принцев, И. Герасименко
Ангелы – М. Данченков, Е. Лесникова, Е. Филиппова, В. Туник