Информационное агентство
Home » Синема » [X Московская премьера]: «Пока ночь не разлучит», «Рассказы»

[X Московская премьера]: «Пока ночь не разлучит», «Рассказы»

28 Авг 2012

27 августа, как известно, день российского кино, и в связи с этим хочется сказать приятную вещь. Фестиваль «Московская премьера» дал возможность увидеть два достойных русских фильма – «Рассказы» Сегала и «Пока ночь не разлучит» Хлебникова. Меня всегда раздражают заявления вроде «в России нн снимают хорошее кино» – те, кто так говорит, в лучшем случае могут вспомнить два-три русских фильма, которые они за последний год смотрели в кинотеатре. Со мной же происходит странная штука – советское кино для меня особо интереса не представляет, но вот российское кино – пожалуй, одна из самых животрепещущих для меня тем. Впрочем, объяснение этому у меня, наверное, есть – мне интересно смотреть кино про ту страну, в которой я живу, а не про ту, что развалилась в год моего рождения.

Но хочется вернуться к Хлебникову с Сегалом. Хлебников, конечно, на голову выше – необсуждаемо. Хлебников ироничный, внимательный, остроумный. Ресторан, выбранный как место действия, позволяет предъявить зрителю развернутую модель нашего общества. За столами – креативный класс, интеллигенты, творцы, бизнесмены, в качестве официантов – простые граждане, а кухня целиком и полностью в ведомстве мигрантов из Средней Азии. Даже манера съемки выдает намерение показать лица и судьбы новой России – в фильме нет ни одного заявочного плана, ни одной натурной сцены, камера перемещается между обеденным залом, кухней и раздевалкой официантов. Фильм собирается из огромного количества крупных планов – отъехать на средний и показать ресторан целиком оператор осмеливается лишь два-три раза. Каждый персонаж как кусочек паззла занимает свое место в безрадостном, откровенно говоря,  портрете российского общества. И тот факт, что в финале брат бросается со стулом на брата, тоже весьма показателен – ибо нынешнее относительное благополучие нестабильно и недолговечно, большая буча может начаться в любой момент.

Сегал в своих «Рассказах» тоже в какой-то степени пытается ставить диагноз обществу. Фильм состоит из четырех новелл, две из которых вполне можно назвать остросоциальными. Новелла «Круговое движение» осуждает коррупцию, которая, как известно, проела эту страну насквозь. Идея, скажем прямо, не нова, да и исполнена она на откровенно картонном, лубочном уровне. Мораль считывается с первых кадров, а ближе к концу режиссерская дидактика даже начинает раздражать. Более выигрышно на этом фоне выглядит новелла «Возгорится пламя», которая повествует о поколенческой пропасти. В ее основу также положены расхожие штампы, более уместные не для режиссера 1974 года рождения, а для ворчливой старухи. Пафос новеллы сводится к тому, что нынешняя молодежь (героине по фильму около 20 лет) тупая и неблагодарная. Спасает ситуацию то, что снято это не без чувства юмора – а временами зрелище просто уморительное. Там есть эпизод, в котором главный герой во время секса расспрашивает свою новую пассию про Ленина и про Сталина – прием, казалось бы, из арсенала Камеди Клаб, но Сегалу непонятно как, но все-таки удалось снять это непошло и весело (правда, пожилые киноманки все равно обплевались). А те две новеллы, в которых режиссер на время забывает об обществе, получились вообще отличными. «Энергетический кризис» – великолепная пародия на мистический триллер – пожалуй, лучшая новелла из всех. В центре повествования – библиотекарь-экстрасенс, милая бабулька, которая питается энергией от томиков Пушкина. Априори комичные обстоятельства служат прелюдией к непредсказуемой мистической истории, финал которой заслуживает отдельных аплодисментов. По-своему хороша и открывающая альманах новелла с интригующим названием «Мир крепежа». Эксцентричный организатор свадеб (ярчайшая роль Андрея Мерзликина) на поверку оказывается чуть ли не мефистофелем. Идея, может, сама по себе и нова, но Сегал разыгрывает эту историю в крайне непривычных обстоятельствах. А все вместе эти новеллы образуют нетипичную для нашего кино слегка абсурдистскую комедию, которая одновременно и смешна и не лишена смысла.

Другими словами, всех с прошедшим днем кино, смотрите русское!


Автор: © Айнеж Вихарев

Метки: , , ,
Раздел: Синема
Опубликовал:  Айнеж Вихарев

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>