Информационное агентство
Home » Скена » Мой внук Вениамин. РАМТ.

Мой внук Вениамин. РАМТ.

18 Сен 2011

В РАМТе 16 сентября состоялась премьера очень человечной пьесы Людмилы Улицкой «Мой внук Вениамин». Это режиссерский дебют Нины Дворжецкой, которая на вопрос «Почему вы выбрали именно это произведение?» отвечает: «Просто здесь не было для меня ролей, а показать это зрителям очень хотелось». Собственно,  спектакль по этой пьесе под названием «Незабудки» не первый год идет на сцене Театра у Никитских ворот, и, вероятно, все последующие рецензии будут основаны на сравнении этих постановок. Но в день премьеры хочется этого избежать. Тем более что спектакль по-настоящему получился, сюжет, написанный больше двадцати лет назад,  смотрится как зарисовки дня сегодняшнего, а об эпохе тотального дефицита напоминают, пожалуй, только поиски героиней лимонов в Москве.

- Известно, что красота спасет мир. А мне кажется, что и добро спасет мир. И наша история именно об этом, – сказала режиссер в антракте.

В постановке удалось показать именно видение Улицкой – герои точно такие же, какими они описаны в авторском списке действующих лиц. Вообще, это удивительно жизненная, домашняя история маленькой еврейской семьи в большом и не всегда добром мире, начавшаяся в тот день, когда главная героиня решила, что ей пора иметь внука и даже выбрала имя первенцу. Камерность Черной комнаты РАМТа, несменяемость декораций определенно на пользу спектаклю. Хочется отметить и яркое музыкальное оформление, иногда завершающее сцены с нарочито  противоположной словам тональностью.

В пьесе все женские роли – главные и по смысловой нагрузке и по сложности исполнения. Но все-таки главной героиней стала Эсфирь Яковлевна в исполнении Заслуженной артистки России Натальи Рязановой. Ей удалось сделать свою  Фиру одновременно деспотичной и трогательной. В первом действии есть  сцена под зонтом: Эсфирь – маленькая женщина с гордо поднятой головой капитана семейного корабля ведет за собой красавицу Сонечку через море погодных и житейских волн.  Удачная фотография именно этой сцены должна, на мой взгляд, стать визитной карточкой спектакля.  На протяжении всей пьесы нам не раз приходится ужасаться материнскому (и не только!) эгоизму Фиры, но Рязанова не позволяет отказать своей героине в сочувствии.

Вторая героиня старшего поколения – Лиза в исполнении Заслуженной артистки России Натальи Платоновой – раскрывает свое видение образа в сцене с Сонечкой, которая, плача, рассказывает ей о смерти матери. И пожилая тетя обнимает девочку, защищая ее от горя и невзгод. Зрители видят, сколько нерастраченной любви в этой сильной женщине, которую сестра в сердцах называет сухой веткой.  Потом в развитии действия мы часто слышим, скольким людям бескорыстно помогала Лиза. Недаром в трудные минуты Сонечка бежит со своими бедами именно к ней, и даже историю о своем усыновлении она, хоть и без умысла от кого-то скрывать, рассказывает  впервые все-таки  тете, а не свекрови! Конечно, Рязанова привлекает больше внимания, но это особенности первого просмотра. У  актрис получился замечательный дуэт – именно кузины, а не родные сестры, абсолютно разные по характеру, но душевно невероятно близкие друг другу.

В «Вениамине» младшее поколение играют недавние студенты художественного руководителя РАМТа  А.Бородина Мария Турова и Алексей Бобров.  Сонечка -Турова,  потерянная в большой Москве и в своей еще совсем юной жизни, не раз в особо эмоциональные моменты безвольно опирается о стену. Она действительно нуждается в точке опоры и не находит ее, как не находит в себе сил сопротивляться властной свекрови, которая не понимает «зачем девочке работать, когда и телевизор и книги и пианино есть,  и кинотеатр рядом». Но в конце истории у Сонечки находятся силы на расставание с Витей, правильным во всех отношениях парнем, который волею судьбы или случайности стал отцом ее будущего ребенка. Видно, что несколько месяцев жизни рядом с Фирой и Лизой оказались для нее хорошей жизненной школой.

Боброву досталась единственная мужская роль в этой семейной истории. Витя – «активист, комсомолец, спортсмен». У него все как положено, все по уставу и на службе и в жизни, и цветы на свадьбу и расписаться, раз девушка забеременела, и про ребенка – «он не против». Приходить домой к Сонечке ему неудобно, но не потому, что соблазнил чужую жену, а потому что «там старуха вечно: «Покушайте-покушайте!».

«Военный человек, он в привилегированном положении. Все его проблемы государство решает»,- вот философия Вити. Ему легко жить штампами, он знает, за что не любит евреев.  «Другие,  может, тоже уехали бы, а выпускают только евреев», – Витя-Бобров простодушно выдает  себя с головой и искренне не понимает, почему Соня больше не хочет его видеть. Образ молодого простачка-ксенофоба отлично удался молодому актеру, внешность которого располагает отдавать ему и более романтические роли.

Посмотрите этот спектакль,  если вы любите Улицкую – вам понравится,  если вы мало знакомы с ее творчеством – захочется почитать побольше, а ее проза – это целый мир, который стоит узнать.

Автор: © Марианна Чекалова

 


Мой внук Вениамин
Автор: Людмила Улицкая
Режиссер: Нина Дворжецкая
Художник: Акинф Белов
В ролях: Наталья Рязанова, Наталья Платонова, Мария Турова, Алексей Бобров
Продолжительность 3 часа
Спектакль идет в Черной комнате
Премьера 16 сентября 2011

Метки:
Раздел: Скена
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>