Информационное агентство
Home » Скена » Замужество Марии Браун / Munchner Kammerspiele (Германия)

Замужество Марии Браун / Munchner Kammerspiele (Германия)

26 Окт 2008

Фестиваль «Сезон Станиславского» привез в Москву спектакль увенчанного лаврами Томаса Остермайера, чтобы показать, что режиссер по-прежнему может выражать своим мысли через актеров, оставаясь при этом в авангарде современной визуальной культуры.

Для спектакля Остермайер выбрал сценарий Фассбиндера, по которому тот снял довольно известный фильм. Поэтому история о девушке, которая на исходе войны выходит замуж на солдата, чтобы потерять его из виду на несколько лет, но так никогда и не забыть, относится к разряду эпических многофигурных композиций, с частой переменой обстоятельств, времени и места действия. Это история одной жизни и одновременно жизни целого поколения и народа. Неслучайно все начинается с документальной хроники Германии 30-х: бодрые мальчики и девочки салютуют Гитлеру. Затем приходит черед другим свидетельствам. Актеры зачитывают письма – любовные признания девочек своему кумиру, фюреру, который хоть и находится на недосягаемой высоте, но существует и освещает своим неземным светом ее обыденную и нелегкую жизнь. И только потом наступает черед Марии Браун, девушки, познавшей истинную любовь.

Сценограф Нина Вейтзель сделала предельно простые и условные декорации. Сцена уставлена множеством разношерстных столиков и кресел, как в каком-то огромном зале ожидания, вокзале, где все открыты друг другу, жизнь кипит, сталкивает одних людей с другими, с которыми они и не познакомились бы никогда – только здесь, где все открыты друг другу, ни у кого нет собственного угла, и тем более дома. Стулья – идеальная декорация, с помощью которой можно разыграть все, что угодно, как в школьном театре. И перед нами возникают мэрия, дом Марии, бар для солдат оккупационных войск, тюрьма, поезд, контора. Каждый раз меняется только люстры над головой героев: то простенький светильник гостиной матери Марии, то роскошная люстра богатой конторы Карла Освальда, нового любовника ее дочери. Только один раз этот принцип игры нарушается: когда Мария оказывается богатой настолько, чтобы купить себе дом. Столики и кресла оказываются ненужными, их выносят, создавая обстановку богатого буржуазного жилья. И это оказывается не только символом перемены личных обстоятельств фрау Браун, но и глобальной перестройкой всего мира – нет больше послевоенной разрухи, незащищенности, открытости всем историческим ветрам. Экономическое чудо произошло, и люди могут себе позволить немного уюта, иллюзорного чувства защищенности.

История любовных похождений и фантастической карьеры фрау Браун разыгрывается пятью актерами. И только одна из них женщина – исполнительница главной роли Бригитта Хобмайер. Остальные четверо – мужчины. Доставшиеся им в том числе и женские роли они исполняют предельно точно и иронично. Здесь нет места ничему вульгарному. И пусть мать героини еще не успела снять ретро-комбидресс, это не мешает ей тут же стать доктором, накидывающим на руки белый халат, а секретарше превратиться в официанта. Предельная условность царить здесь и в отношении реквизита: только что Мария бросила цветы и конфеты, принесенные ей влюбленным в нее Освальдом, но уже в следующей сцене она поднимает их с пола, чтобы подарить на день рождения матери.

Условная манера игры не мешает правде чувств, острой эмоциональности актеров. В спектакле нет бурных сцен, выяснения отношения между героями, напротив, все очень сдержаны. И даже сцена, когда Мария убивает своего чернокожего любовника, от которого ждет ребенка, чтобы доказать мужу, что он значит для нее неизмеримо больше, сделана очень лаконично и просто. Мария просто бьет его по голове, без всякого ожесточения, бьет, потому что так надо, ему больше нет места в ее жизни, ничего личного.

Страсти протекают внутри. Они проявляются в той сдержанности и силе, с которыми идет Мария по выбранному пути, заставляя мужчин подчиняться ее воле. Даже в любовных сценах она доминирует, беря мужчин, а не отдаваясь им. И это очень остроумно показано Остермайером. Интимные сцены зрители видят глазами Марии. В руках у нее оказывается камера, и на большом экране возникает мужское тело, плечи, грудь, живот, трусы – тут свет выключается. «Я хочу сказать тебе, что я отдалась мужчине, – говорит она на свидании мужу. – И не потому, что так было надо, он мне приятен, я хотела этого». В другой раз героиня просто падает вместе с креслом, задрав ноги.

Но какими бы страстными ни были сцены, Мария спокойна, властна, ее голос царит на сцене. Остальные лишь подчиняются, аккомпанируют ей. Страсть и огонь (в буквальном смысле) проявляются в финале, когда главная героиня кончает с собой (сцена погружается во тьму, звук взрыва, на задранный подол героини проецируется видео – огонь), не вынеся предательства любимого, а вернее, столкновения с реальностью. Стоило ли жить, подчиняя жизнь эфемерному, служа кумиру, который существует только в воображении (тюрьма и Канада, куда Герман Браун уезжает после окончания срока, кажутся не более, чем фантасмагорией). Мария Браун решает жить для и за своего мужа, а в итоге не может прожить и за себя одну.

Автор: © Татьяна Купченко

 


 

По одноименному киносценарию Фасбиндера

Продолжительность спектакля: 1 час 50 минут
Драматургия: Питер Мертесхаймер, Пиа Фрелих
Режиссер: Томас Остермайер
Сценография: Нина Вельтзель
Костюмы: Ульрик Гутброд
Музыка: Нильс Остендорф
Роли исполняют: Бригитта Хобмайер, Стивен Шарф, Жан-Пьер Корну, Ханс Кремер, Бернд Мосс
Премьера состоялась 6 июня 2007.

Метки: ,
Раздел: Скена
Опубликовал:  Index Art

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>