Информационное агентство
Home » News Индекс-Арт » На дороге / On the road

На дороге / On the road

29 Сен 2012

А когда-то ты был битником…

Долгожданная экранизация романа «На дороге», что предсказуемо и даже как-то банально, заражает духом свободы. Фильм напоминает нам, что мы засиделись в своих офисах, залежались на своих диванах перед телевизором, погрязли в рутине и забыли, каково это – быть безумцами, которых так любил сам Керуак, которые осмеливаются жить чувствами, жить сегодняшним днём.

Что же это за род безумства? Не является ли философия абсолютной свободы романтизированным оправданием бесцельного существования? Именно фильм заставляет над этим задуматься, потому что его слишком долго ждали. Возможно, если бы Марлон Брандо согласился на роль Дина Мориарти в экранизации, запланированной самим Джеком Керуаком, культура битников не воспринималась бы сейчас как некий переходный возраст. Возраст, когда кажется, точнее верится, что наркотики могут быть способом познания мира, а свободная любовь – это высшая форма любви.

Американская мечта взяла верх, протест разбитого поколения остался ностальгическим феноменом. Почему так произошло? Потому ли, что протест заключался в саморазрушении? Или же потому, что для большинства из нас дорога по карьерной лестнице представляет куда большую сакральную ценность, чем дорога к самому себе? Мы не способны гореть, как римские свечи, но всегда приятно вспоминать молодость.

Молодость в фильме буквально сочится из каждого кадра. Непосредственные, наивные и страстные герои не дают покоя ни духу, ни плоти. Своё воспалённое сознание они подпитывают философскими трудами, а свои чувственные молодые тела отдают сексуальным оргиям и … танцам! Именно эти сцены в фильме, пожалуй, лучшие. Танцы героев под джазовые импровизации отсылают к чему-то первобытному, ритуальному. И ведь, как завещал Ф.С. Фицджеральд в своём эссе «Отзвуки века джаза», джаз – это, в первую очередь, секс. Шестнадцатилетняя Мерилу, эффектно сыгранная Кристен Стюарт, – воплощение битнической джазовой сексуальности. Она словно символ абсолютной свободы, своеобразный талисман для каждого из героев в дороге. Всё познать эмпирическим путём – то, чего так жаждет главный герой Сэл Парадайз, то, что Керуак считал необходимым для себя как для автора.

Фигура Дина Мориарти, роль которого сыграл Гаррет Хедлунд, противоречива. Он является объектом вожделения каждого из героев, но каждого из тех, кто его любит, он предаёт. Дин Мориарти – это некий миф, и, наверное, у многих в молодости был такой друг, беззаботность и жажда жизни которого вызывали смешанные чувства восхищения, отвращения и зависти. Быть Дином Мориарти – это талант или наказание? На этот вопрос не может ответить и главный герой Сэл, роль которого исполнил Сэм Райли. Для него эпоха Дина проходит. Прошла она и для нас.

По-настоящему позвать зрителя «в дорогу», как это сделал Керуак, у режиссёра Уолтера Саллеса вряд ли получится. Но он дал нам глотнуть свежего воздуха. И ощущения, которые возникают после просмотра, уже больше блюзовые, ностальгические.

Автор: © Маргарита Комиссарова

 

В прокат выходит первая экранизация  романа  Джека Керуака о пьянящем чувстве свободы и молодости.

Дорога, добровольный отказ от работы в пользу путешествий, вольная жизнь, алкоголь, безумные поступки – кто откажется от этой, присущей лишь молодости, романтики?  Вот и герои фильма «На дороге» ушли в это все с головой. Сюжет построен вокруг полного амбиций писателя СэлаПарадайза (Сэм Райли), чья жизнь резко меняется после смерти отца. Он знакомится с  весьма странной парой: только что вышедшим из тюрьмы ДиномМариарти и его женой-красавицей Мэрилу. Открытый ко всему новому, Сэл без раздумий принимает образ жизни новых друзей и отправляется с ними в так манящее его путешествие

Шуток про игру Кристен Стюарт при всем желании не отпустишь. Девушка, которую любят ругать за  полуоткрытый рот и отсутствие эмоций на лице, в роли Мэрилу смотрится бесподобно, искусно забивая «травку», водя машину или танцуя. В общем, смена амплуа ей как нельзя к лицу. Вообще, роли в фильме подобраны с особым искусством и КирстенДанст, и Стив Бушеми, которым в этот раз были отведены роли второго плана, органично вливаются в сюжет.

Но вернемся к ощущению от фильма.  Троица путешествует по Америке без копейки в кармане, без крыши над головой, но с сумасшедшим желанием жить свободно. В этом и заключается несомненный успех книги, а теперь и выходящего фильма. Каждый из нас в той или иной степени ограничен внутренним страхом и живет так, как в обществе принято, тайно мечтая о романтике кочевой жизни. А  Сэм, Дин и Мэрилу свободны, они открыты,  живут так, как им хочется и получают от этого невероятное наслаждение. И неважно, что у этой медали две стороны. Вторую сторону либо не замечают, либо не хотят видеть. Достаточно вспомнить Энни Лейбовиц, которая в документальном фильме «Жизнь через объектив» рассказывала об опыте мирового турне с «RollingStones».  Да, поездка закончилась героиновой зависимостью. Да, наркотики – плохо. Но это же год с «Роллингами» – год концертов, интервью, вечеринок и путешествий. Поэтому это того стоит. Зависимость можно побороть, оставив в памяти незабываемую молодость и бесценный опыт. Также происходит с главным героем «Дороги».  Видя все минусы, терпя все лишения, он продолжает свой путь, открывая не только дорогу к другим, но и к самому себе.  Он отчетливо понимает, что такого рода приключение доступно лишь в молодости. Ведь представить себя в этой же машине  в 40 он не может.

Из всего мы получаем то, что «брать от жизни все» действительно свойство молодости. А дальше есть два пути: успокоиться и обратиться к нормальной жизни, отказавшись от бесшабашных идей, изредка перелистывая альбом с фотографиями, думая, как было здорово, или превратиться в стареющего романтика, скитающегося без гроша в кармане, но все еще верящего в свои идеалы. Какой пусть выбрали герои «Дороги» можно узнать в кинотеатрах с 4 октября.

Автор: © Анастасия Мориц


Производство: Франция, Великобритания, США, Бразилия, 2012

Продолжительность: 140 мин.

Режиссёр: Уолтер Саллес

В ролях: Гаррет Хедлунд, Сэм Райли, Кристен Стюарт, Эмми Адамс, Дэнни Морган и др.

Для этой записи нет меток.
Опубликовал:  Анастисия Вильчи

Ваш отзыв

Вы можете использовать следующие теги: <a href=""> <b> <blockquote> <cite> <code> <del> <em> <q> <strike> <strong>