Не вспомню была ли уже использована идея в Голливуде, или где-то еще, но если про суд Небесный фильмов много, то с таким сюжетным поворотом я не видела. Души всех живущих, после смерти попадают в Небесную канцелярию, где каждого судят по ТАМ написанным законам судом присяжных, с прокурором и адвокатом. Ну а вердикт о распределении в сектор покоя или сектор раздумий выносится на основании ПОСЛЕДНЕГО совершенного при жизни поступка.
Главный герой, не без основания интересуется у милой девушки с ресепшена (Яна Сексте) почему по последнему? Хотелось бы понять принцип? В ответ получает развернувшийся видеоэкран, на котором играют Шекспира: «…когда он будет в гневе или пьян… в объятьях сна или нечистой неги, руби его, чтоб он свалился в ад, ногами в ад, весь черный от пороков». А дальше следует мораль всего фильма устами той же красавицы-Яны: «На самом деле каждый поступок человека – отражение его личности. От каждого, даже от самого маленького, как круги по воде, расходятся последствия. И каждый может стать последним».
Вообще в здешнем небесном мире видео используется часто: так у служителей закона есть возможность смотреть в кинозале на экране не только куски из жизни пока не распределенных в какой-то сектор (а сделать это надо ДО похорон на земле), но и на их сны. За сны отвечает прелестная Морфея (Ингеборга Дапкунайте), тоскующая по земным живым полевым цветам, излишне романтичная, но прекрасная леди. А на одном из участков бок о бок трудятся два друга: один на стороне Защиты (Адвоката Вениамина играет Михаил Пореченков), другой на стороне Обвинения (Прокурора Андрея играет Константин Хабенский). И дуэт этот поистине прекрасен. В фильме кроме юмора очень много юридических терминов, фильм даже назван «юридической драмой о сотрудниках небесной канцелярии». Диалоги сторон – потрясающие, иногда, чтобы не упустить суть, начинает казаться, что у тебя в голове часовой механизм работает. И не зря герои весь фильм играют в шахматы одну партию за другой. Есть еще любопытный поворот, всё, что есть в ТОМ мире – иллюзия: и напитки, и шоколад. А всё настоящее – контрабанда с Земли, от которой потом болею, как с похмелья. Но вовсе не иллюзорны решения вполне себе иллюзорного (так как судья, присяжные, юристы и прочие служащие – мертвы) суда. Вам это ничего не напоминает?
Но сама идея такого Небесного суда – не сюжет фильма. Им становится прибытие на суд – скоропостижно и глупо скончавшегося любовника вдовы прокурора Андрея, через 5 минут после того, как он сделал ей предложение. И дальше… вот она нравственная дилемма: если ты любил жену, если это ее любовник, если ты его ненавидишь, если он может рассчитывать на рай, а не упечь ли его в ад? Впрочем, в том мире «мы не употребляем эти выражения». Нет, герой Хабенского не монстр, но в том то и дело, он мучается и страдает (это видимо оставлено ощущать мертвым, всего другого, земных наслаждений, еды и прочего – они лишены), он искренне любит жену, он ярко и не скрывая ревнует, да так, что скулы ходят ходуном. Он вынужден на процессах соревноваться с другом-адвокатом, но здесь он соревнуется не просто, а остервенело, бросая в ход все силы мысли. Рассчитывая ходы вперед. Решение будет не простым, но я сохраню его в тайне: посмотрите этот фильм сами. Для меня оно стало предсказуемым, но я играю в шахматы. А вы?
(с) Анастасия Вильчи
Небесный суд
Режиссер:
В ролях:
Россия, 2011, 95 мин.