«Ночь перед Рождеством» Н. Гоголь – новая постановка Сергея Бобровского для актеров Бийского драматического театра. 16 ноября 2020 года спектакль был представлен на IV фестивале «Уроки режиссуры» в рамках Биеннале театрального искусства. Показ состоялся на Новой сцене Театра им.Евг.Вахтангова.
В начале спектакля постановщик предлагает достаточно бунтарский вариант повествования под современную музыку, но… вводит таким образом зрителя в заблуждение – ведь затем мы наблюдаем развитие событий в тёплой атмосфере традиций проведения колядок.
Одежда сцены стилизована под ночную тему Диканьки – деревни на севере Украины: снежные сугробы, полукруглая ограда, маленькие хатки, полупрозрачный занавес, представляющий собой вход в кладовую. Интересным и многогранным оказывается решение «окна», которое становится порталом в другое измерение: в стилистике театра теней здесь будет представлено то, что не рассчитано для посторонних взглядов.
Вот перед нами таинственно мерцающее звёздное небо. Серебряный месяц, украденный Чёртом, дабы помешать свиданию Вакулы с возлюбленной. Но планы мести кузнецу-художнику, который нарисовал его в неприглядном виде, приобретают совсем иной ход… И вот мы уже следим за фееричным полётом в Петербург, протискиваясь между целой галереей причудливых образов, одним из которых («Никого не напоминает?») является Солоха – мать кузнеца.
Народные гуляния, прибаутки, танцы и причитания, капризные выходки Оксаны, одновременные свидания Солохи, – колоритные сцены исполнены сочных деталей. Главной темой же является любовь, простая и искренняя, растворенная в фольклорной культуре жителей провинции, ярко противопоставленных столичной жизни. Петербург предстаёт совсем иным: фарфоровые высокопоставленные лица в пышных одеждах… Эффектный выход (точнее – выкат!) царицы на роликовых коньках (вот вам и черевички!). Подобное осовременивание, однако, оказывается спектаклю к лицу, органично вплетаясь в традиции гоголевского юмора.
Постепенно темп повествования нарастает, действие становится плотнее. Финал истории оказывается счастливым для всех жителей Диканьки: молодые вместе, местный голова Чуб принял выбор дочери, да и о себе не забыл! А Черт вернул месяц, не смея беспокоить жителей тем, что ворует накануне праздника. Как сказал сам режиссёр Сергей Бобровский: «Лучшее место там, где тебя любят; где ты любишь; там, где твое сердце!».
____________________________________________________________________________
Автор: © Алина Грешникова
Премьера спектакля состоялась в сентябре 2019 года. На постановку были выделены средства в рамках федерального партийного проекта «Культура малой Родины».
Режиссер: Сергей Бобровский
Драматург: Николай Гоголь